В 2024 году производство гражданской авиационной техники в России снизилось на 13% по сравнению с предыдущим годом и составило 166 самолетов и вертолетов. Такое сокращение выпуска сохранялось на протяжении 2023 и 2024 годов, что связано с ограничениями на приобретение иностранной авиатехники и комплектующих, а также изменениями на рынке лизинга самолетов.
С февраля 2022 года российским авиаперевозчикам запрещено покупать иностранные воздушные суда и запчасти к ним. Иностранные лизинговые компании потребовали вернуть самолеты, которые находились в операционном лизинге у российских компаний. Для поддержки отечественных авиаперевозчиков Фонд национального благосостояния выделил 300 миллиардов рублей на выкуп воздушных судов.
В 2022 году правительство России утвердило Комплексную программу развития авиастроительной отрасли до 2030 года. В ее рамках предусмотрено импортозамещение как комплектующих для авиатехники, так и производство новых моделей самолетов и вертолетов. Согласно программе, к 2030 году российский авиапарк должен пополниться более чем тысячею отечественных самолетов и вертолетов. Среди них — более 140 самолетов SSJ New, 270 самолетов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214, а также свыше 760 вертолетов, включая модели «Ансат» и Ми-8 в различных модификациях.
Однако эксперты предупреждают, что планы по выпуску отечественной авиатехники могут быть пересмотрены в сторону уменьшения. Это связано с несоответствием планируемых объемов и типов самолетов реальному коммерческому спросу на рынке, а также с дисбалансом между предлагаемыми и востребованными моделями.
Производство самолетов и вертолетов в России сосредоточено на крупнейших предприятиях, входящих в состав госкорпорации «Ростех» — ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и АО «Вертолеты России». Помимо них, на рынке действуют небольшие коммерческие компании, специализирующиеся на выпуске моделей сверхлегкой авиации для летных школ и авиаработ.
Российская авиастроительная отрасль продолжает испытывать трудности, обусловленные внешними санкциями и рыночными изменениями, несмотря на масштабные государственные программы поддержки и планы на долгосрочное развитие.