На Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем с 18 по 21 июня 2025 года, особое внимание уделили вопросам развития Арктики и Северного морского пути (СМП). Ассоциация производителей вездеходной техники (АПВТ) представила ряд инициатив, направленных на решение актуальных транспортно-логистических проблем региона в контексте реализации Трансарктического транспортного коридора (ТТК).
АПВТ предложила системную интеграцию вездеходов в транспортную стратегию ТТК, разработку специализированных маршрутов для этих машин, создание сети опорных хабов с пунктами технического обслуживания, заправками и теплыми стоянками вдоль ключевых арктических трасс. Кроме того, ассоциация намерена продвигать программы по модернизации парка техники и поддержке отечественных производителей самоходных машин.
«Вездеходы уже сегодня решают важнейшие задачи на арктических территориях — от снабжения отдаленных населенных пунктов до аварийно-спасательных и сервисных работ в нефтегазовой отрасли», — пояснила заместитель президента АПВТ по внешним связям Татьяна Зикункова. По ее словам, производственные мощности и техника для реализации этих проектов уже существуют и активно развиваются, что позволяет приступить к работе в полном объеме без промедлений.
Ключевыми преимуществами вездеходной техники для Арктики эксперты называют возможность круглогодичной эксплуатации вне зависимости от погодных условий и ледовой обстановки. Это особенно важно в условиях отсутствия навигации на протяжении восьми месяцев в году, когда невозможны авиаперевозки и зимники становятся непроходимыми.
Кроме того, транспортировка грузов вездеходами по утверждению АПВТ обходится значительно дешевле — от 25 до 50 рублей за тонно-километр, что в разы меньше стоимости доставки вертолетом (450–800 рублей за тонно-километр). Это делает снабжение отдаленных поселков и освоение месторождений экономически целесообразным. Хотя вертолеты быстрее, вездеходы гарантируют доставку грузов при любых погодных условиях, пусть и с меньшей скоростью.
Важным фактором является и возможность оптимизации маршрутов. Вездеходы способны двигаться по азимуту, проходить через болота, леса, торосы и иные сложные участки бездорожья, а также преодолевать водные преграды в литорали. Это позволяет формировать более короткие и надежные маршруты, а также составлять четкое расписание движения техники, что важно для эффективного планирования логистических и бизнес-процессов в регионе.
«Вездеходы — не просто вспомогательный транспорт, а стратегический элемент экосистемы Трансарктического коридора», — подчеркивает президент АПВТ Денис Быченков. Он отмечает, что грамотное и максимальное использование уникальных возможностей вездеходов является необходимым условием для достижения целей устойчивого развития Арктики, обеспечения надежного функционирования транспортного коридора и исполнения поручений Президента России.
Итоги прошедшего форума подтвердили его значение как ключевой площадки для обсуждения стратегических приоритетов страны, включая развитие Арктики и Северного морского пути. Представленные АПВТ предложения служат практическим инструментом для построения устойчивой транспортной системы будущего, и отрасль готова приступить к их реализации в полном объеме.