Ученые Уральского федерального университета (УрФУ) и Института электрофизики УрО РАН сделали важное открытие, разработав новое сверхпрочное покрытие для защиты компонентов авиадвигателей от окисления в условиях экстремальных температур. Об этом пишет ТАСС.
Новое соединение, получившее название SiAlCN (кремний, алюминий, углерод, азот), было создано с использованием оригинального метода, который позволяет избежать серьезных недостатков традиционных технологий. В отличие от существующих аналогов, эта технология не требует высоких температур — синтез осуществляется при температуре до 400 градусов Цельсия, что существенно снижает затраты на производство и увеличивает срок службы двигателей для самолетов гражданской авиации и вертолетов.
Исследование проводилось в рамках проекта, поддерживаемого Российским научным фондом, и включало более 10 серий испытаний, в ходе которых ученые смогли добиться формирования плотной нанокомпозитной структуры, обеспечивающей высокие механические свойства покрытия. Полученные результаты показали твердость нового материала до 31 ГПа, что сопоставимо с показателями алмазоподобных покрытий.
Андрей Меньшаков, старший научный сотрудник УрФУ и Института электрофизики, отметил, что новая технология позволяет применять покрытие не только на стальных и титановых изделиях, но и на легкоплавких материалах, таких как поликарбонат. Он добавил, что процесс синтеза может быть адаптирован под различные условия, что открывает новые возможности для промышленного производства.