Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») испытали воздухозаборник электродвигателя нового регионального самолета с электрической силовой установкой (СУ). Авиалайнер придет на смену самолетам Як-40 и Ан-24.
Разработчики утверждают, что самолет будет взлетать с коротких и слабо подготовленных взлетно-посадочных полос, характерных для аэродромов отдаленных муниципальных образований. Для увеличения несущей способности крыла летательного аппарата предусмотрено применение электрической импеллерной распределенной силовой установки (ИРСУ). Некоторые ее элементы, в частности и воздухозаборник, были разработаны в ЦАГИ.
Ученые провели серию исследований, включая изучение работы воздухозаборного устройства на крейсерских режимах полета. Они измерили газодинамические параметры воздушного потока на входе в двигатель и проанализировали профиль полного давления перед воздухозаборником.
Важным этапом было также моделирование траектории движения газа по поверхности модели в области воздухозаборного устройства с использованием метода «густого» масла. Полученные данные о характеристиках потока на входе в двигатель при моделировании расхода воздуха будут использованы при дальнейших летных испытаниях опытного отсека крыла на летающей лаборатории ЛЛ-40 — лаборатории на базе самолета Як-4
По словам заместителя начальника Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» Евгения Пигусова, в результате совместной работы с институтами НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» была разработана технология энергетического управления обтеканием на основе импеллерной СУ, которая позволяет значительно увеличить коэффициент подъемной силы крыла регионального самолета. Это открывает новые возможности для сокращения длины разбега и пробега авиалайнера, что особенно важно для отдаленных территорий России с короткими взлетно-посадочными полосами.