Российская промышленность начала выпуск светодиодных модулей для Lada Vesta NG, заменив импортные компоненты. Это производство освоило научно-производственное предприятие «Лосев», которое переизобрело LED-модули, чтобы избежать нарушения патентов прежнего поставщика — немецкой компании Hella. На сегодняшний день Lada Vesta NG остается единственной отечественной моделью, оснащённой полноценно светодиодными фарами и фонарями. Новая модель Lada Iskra будет комплектоваться галогеновой оптикой, при этом светодиодные модули предусмотрены лишь для дневных ходовых огней, а также появится уникальная опция, отсутствующая у других автомобилей марки.
НПП «Лосев», названное в честь выдающегося открытия XX века в области электролюминесценции — так называемого «свечения Лосева», производит эти светодиодные модули. Эффект электролюминесценции был открыт советским учёным и изобретателем Олегом Лосевым в 1923 году. В его экспериментах он зафиксировал холодное безинерционное свечение в точке контакта проволоки с карборундом (карбидом кремния). Уже в 1927 году Лосев запатентовал этот эффект, который получил международное признание и широкое освещение в зарубежных научных журналах. Практическое применение эффекта началось лишь в конце 1950-х, когда развивались полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы и тиристоры.
Продукция НПП «Лосев» поставляется на предприятие «Автосвет» (ОАТ), которое выпускает готовые блок-фары для Волжского автомобильного завода. Такая цепочка производства обеспечивает импортозамещение в ключевых компонентах оптики для отечественного автопрома.
С точки зрения технической и патентной специфики, НПП «Лосев» пришлось существенно модифицировать дизайн и технологию LED-модулей, чтобы избежать нарушения патентных прав немецкой компании Hella, которая до этого поставляла данные компоненты. Как уточнил источник в научно-производственном предприятии, «модули фактически были «переизобретены»». Это позволило обеспечить отечественному автопрому независимость от иностранных поставщиков в сегменте высокотехнологичных светодиодных систем.
При этом модели Lada Iskra, готовящейся к производству, сохранили классическую галогеновую оптику, что говорит о продолжении использования традиционных решений в ряде сегментов. Однако светодиодные дневные ходовые огни и другие новые опции демонстрируют постепенный переход на современную технологическую платформу.
Данный опыт является примером комплексного подхода к импортозамещению в автомобильной промышленности России с опорой на национальные научные разработки и глубокое технологическое переосмысление существующих решений.