ИТ-холдинг Т1 совместно с Центром экспертизы и коммерциализации Фонда «Сколково» при поддержке аналитического центра TAdviser представили исследование, которое выявило ключевые факторы, формирующие цифровую трансформацию в транспортной отрасли России. В основе изменений — импортозамещение, развитие внутренней логистической инфраструктуры и стремительный рост электронной коммерции. Несмотря на сложные экономические условия, включая высокую ключевую ставку и замедление роста экономики, 60% компаний планируют сохранить или увеличить ИТ-бюджеты в ближайшие два года.
Средний размер ИТ-бюджета в транспортном секторе составляет около 2% от выручки, при этом крупные игроки с оборотом свыше 100 млрд рублей тратят в среднем 2,5%. Особенно активно инвестируют в цифровизацию организации, которые проводят масштабную трансформацию ИТ-ландшафта. На долю 17 крупнейших компаний, преимущественно из сегмента железнодорожного транспорта, приходится более 63% совокупного ИТ-бюджета отрасли. Железнодорожный сектор обеспечивает 34% общей выручки отрасли, тогда как автотранспорт и авиация — соответственно 18% и 14%.
Отмечается значительный рост цифровой зрелости «среднего эшелона» — компаний с выручкой от 10 до 100 млрд рублей. Их ИТ-бюджеты превышают показатели аналогичных сегментов ритейла и обрабатывающей промышленности в полтора раза, составляя более 220 млн рублей против примерно 150 млн. В этом сегменте насчитывается около 150 компаний. Основным драйвером цифровизации отрасли выступает увеличение объемов грузоперевозок, которое особенно заметно в автотранспорте и авиации: в 2024 году темпы роста достигли 6,5% и 11% соответственно. Эта динамика способствует пропорциональному росту ИТ-инвестиций.
Другим значимым фактором становится развитие рынка электронной торговли. Прогнозируемый объем рынка к 2025 году — 16 трлн рублей при ежегодном росте более 35%. Такая перспектива требует от логистических компаний масштабной модернизации складских комплексов и оптимизации маршрутов доставки. Также с 1 июля 2025 года вводится обязательное использование электронного документооборота для отдельных категорий грузов, прежде всего тяжеловесных и негабаритных, что усиливает потребность в ЭДО на всех этапах логистических цепочек.
Уровень импортозамещения в отрасли зависит от типа программных решений: замещено 25% отраслевого ПО, 13% систем управления ресурсами и бизнес-приложений, 19% информационной безопасности и 43% офисных продуктов, порталов и видеоконференцсвязи. В дальнейшем прогнозируется рост доли отечественных решений, особенно учитывая требования к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ).
«Потенциал импортозамещения поддерживается применением гибридных моделей с участием интеграторов, вендоров и стартапов. Мы видим подтверждение этому в росте выручки стартапов фонда «Сколково» на 40% до 704 млрд рублей в 2024 году», — пояснил Павел Новиков, управляющий директор Центра экспертизы и коммерциализации Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ).