Медиарынок сталкивается с серьезным кадровым кризисом, вызванным несоответствием между образовательными программами и требованиями реального сектора, низкими зарплатами и высокой текучестью кадров. Эксперты медиаиндустрии, представители бизнеса и образовательных учреждений обсудили эти вызовы на заседании Комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров, акцентировав внимание на необходимых навыках специалистов, путях решения кадрового дефицита и налаживании диалога между вузами и работодателями.
На встрече, модератором которой стала генеральный директор ФедералПресс и сопредседатель комитета Надежда Плотникова, было подчеркнуто, что индустрия СМИ продолжает испытывать нехватку профессиональных кадров, чему способствует низкий уровень доходов и ограниченная рентабельность медиабизнеса. «Тема кадрового дефицита актуальна уже на протяжении нескольких лет в самых разных отраслях, в том числе и в медиаиндустрии. Очевидно, что сегодня современный бизнес и экономика не могут полноценно, сбалансированно развиваться без сильных pr- и маркетинговых блоков. Но сфера медиа – это не про высокие доходы, а про смыслы, это профессии для тех, кто не мыслит своей роли нигде, кроме как в работе с человеческими душами. В 2026 году мы можем увидеть трагические случаи в региональном медиабизнесе – из-за роста налоговой нагрузки, инфляции и нехватки рекламных бюджетов», – заметила Плотникова.
Резкий отток молодых журналистов и pr-специалистов из медиа в смежные отрасли связывают с неспособностью рынка предлагать конкурентоспособные условия. Александр Акулиничев, главный редактор Psychologies.ru и редакционный директор Шкулев Холдинг, отметил, что многие специалисты совмещают несколько работ, что снижает качество контента и не позволяет противостоять вызовам технологического века. Он подчеркнул: «Качественный контент в таких условиях производить невозможно, особенно когда ты конкурируешь с искусственным интеллектом. Ценность настоящего журналиста сегодня — в способности находить смысл в фактах. ИИ генерирует информацию, но только человеческий опыт, критическое мышление и редакторская чуткость рождают хорошие тексты. Аудитория все еще ценит проверенный бренд, экспертный взгляд и редакторскую ответственность. Наша работа — быть таким гарантом качества, и этому нельзя научиться нигде, кроме как в редакции»
Важна также роль коммуникаций как инструмента бизнес-развития, указывая на это Сергей Кошкин, руководитель департамента по связям с общественностью компании ЦЕМРОС. Он отметил, что молодое поколение специалистов, представители поколения зумеров, обладают сильным коммерческим чутьем, умеют продавать продукт, но испытывают трудности с концентрацией и долгосрочной работой над проектами. «Сейчас востребованы специалисты, у которых развито мультимедийное сторителлинговое мышление», – подчеркнул эксперт. Кошкин также выделил актуальность развития бренд-медиа и внутренней корпоративной коммуникации, указывая, что в своей компании они создают «первое цементное СМИ» страны и активно привлекают молодых специалистов во внутренние коммуникации, что стало «мастхэвом для компаний».
Несмотря на то что бизнес не ощущает острого дефицита кадров в коммуникациях, существует серьезное расхождение между компетенциями выпускников и требованиями работодателей. Лариса Малышева, PR-директор группы компаний Аскона, констатировала: «Вузы дают студентам качественную хорошую теоретическую базу, но практических навыков, нужных реальному работодателю, у нынешних выпускников нет. Они не готовы к рутине и реальным бизнес-задачам. Эту практическую основу студенты должны получать во время практики, но зачастую ее проходят «для галочки». Есть сложность адаптации студентов, молодых специалистов к требованиям бизнеса. В этом ключе необходима двусторонняя работа и со стороны вузов, и со стороны работодателя». Она призвала бизнес активнее вовлекать студентов в практические и стажировочные программы для более глубокого погружения в реальные условия работы.
Среди образовательных инициатив важное значение имеет подготовка специалистов-универсалов, способных работать в разных форматах и обладать комплексной экспертизой. Ксения Шевченко, руководитель отделения медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС, обратила внимание на результаты исследования, проведенного Президентской Академией, которое показало растущую ценность обучаемости как ключевого надпрофессионального навыка. Она сообщила: «Сейчас одна из важных задач вуза – научить студентов работать в разных форматах: и текст написать, и видео отредактировать, и подкаст записать. Наши студенты работают на междисциплинарных проектах с реальными заказчиками из бизнеса и в ходе этого процесса придумывают рекламную кампанию, разрабатывают новую стратегию для бренда. И важно научить молодых специалистов учиться. Думаю, что обучаемость как надпрофессиональный навык будет для работодателя все более важным. Тем более сейчас, когда развиваются технологии».
Одной из ключевых проблем остается нехватка системного взаимодействия между образовательным сектором и работодателями. Сергей Курилов, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», подчеркнул: «Мы зачастую живем в разных мирах: у вузов свои KPI, у работодателей, заказчиков, у рынка – свои. Например, выпускники творческих специальностей зачастую работают на себя, неофициально, регуляторы же требуют иного. Поэтому необходимо создать удобную площадку, на которой представители государственных структур, бизнеса и высшего образования могли бы обмениваться мнением о необходимости обучения тому или иному навыку, возможности заострить внимание на проработке определенных компетенций».
Завершая дискуссию, участники высказались по важному вопросу: достаточно ли для специалистов медиаиндустрии обучения на различных курсах или обязательно классическое профильное высшее образование? Мнения разделились, но все сошлись на том, что фундаментальный профессионализм в коммуникациях требует умения видеть скрытые смыслы, анализировать информацию и понимать контекст, а эту базу даёт именно вуз.
Таким образом, кадровый парадокс медиаиндустрии и сфер PR, маркетинга и цифровых коммуникаций состоит не в отсутствии выпускников, а в несоответствии их навыков реалиям рынка, ограниченных возможностях заработка и недостаточной практике. Решение проблемы требует комплексного подхода: тесного взаимодействия бизнеса и вузов, развития универсальных навыков у молодых специалистов и создания мотивирующих условий для долгосрочной работы в медиа.






















