Физики из Челябинского государственного университета и Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН провели уникальный эксперимент, направленный на повышение прочности деталей самолетов с использованием лазерной технологии. Этот проект стал первым успешным опытом в России, и его результаты могут иметь значительное значение для аэрокосмической отрасли, пишет ТАСС.
Ксения Манухина, выпускница магистратуры физического факультета ЧелГУ и младший научный сотрудник ПФИЦ УрО РАН, подчеркнула важность повышения прочности металлических деталей в аэрокосмической отрасли. Она отметила, что такие детали, как лопатки и лопасти турбин реактивных двигателей, подвергаются огромным нагрузкам и различным температурным воздействиям. Именно поэтому разработка новых методов укрепления материалов является крайне важной задачей.
Группа ученых, в частности профессор Александр Майер, успешно провела эксперименты по технологии лазерной ударной проковки. Этот метод заключается в использовании ультракоротких импульсов лазера для обработки металлических деталей. После обработки на поверхности материала появляется вмятина, однако прочность детали увеличивается, что позволяет увеличить срок ее эксплуатации.
Одной из особенностей технологии лазерной ударной проковки является использование воды для предотвращения распространения ударной волны и увеличения эффективности процесса. При воздействии лазера на материал происходит деформация кристаллической решетки, которая пытается вернуться в исходное положение. Благодаря этому процессу в металле задерживаются остаточные напряжения, что делает деталь более устойчивой к деформации и повреждениям.
Исследователь Ксения Манухина подчеркнула, что результаты эксперимента могут иметь важное значение не только для аэрокосмической отрасли, но и для других областей промышленности, где требуется повышенная прочность материалов. Этот метод обработки лазером открывает новые возможности для укрепления деталей и повышения их долговечности.