С сентября 2025 года направление «Фундаментальная информатика и информационные технологии» института естественных наук и математики (ИЕНиМ) Уральского федерального университета впервые использует модель приоритетного выбора дисциплин и проектов на национальной ИТ-платформе Modeus. Эта новация отражает стремление вуза к внедрению гибких образовательных моделей, отвечающих вызовам рынка труда и запросам студентов.
Главным принципом приоритетного выбора является предоставление студентам возможности ранжировать доступные учебные курсы по степени собственного интереса. Каждый учащийся получает индивидуальное меню выбора, в котором содержатся дисциплины, курсы и проекты, учитывающиеся в соответствии с его академическими показателями и успешным прохождением тестов по отдельным курсам. Администрация после этапа ранжирования запускает специальный алгоритм, способный учесть множество параметров: мнение студента, его рейтинг, количество мест на выбранных дисциплинах, а также существующее расписание занятий. Задача алгоритма — наиболее оптимально распределить студентов по курсам с учётом всех этих факторов.
Уральский федеральный университет работает с платформой Modeus с 2019 года, начиная с института радиотехники и информационных технологий (РТФ). На сегодняшний день десятитысячная аудитория из шести институтов УрФУ использует эту платформу для проведения выборных кампаний, их число достигает 27 за один сентябрьский семестр 2025 года.
Илья Обабков, глава УрФУ, подчёркивает значимость индивидуальных образовательных траекторий, напоминая слова министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова: «Студент — центральная фигура в университете и должен иметь возможность выбирать те дисциплины, которые ему действительно интересны, формировать свою уникальную образовательную траекторию».
Старший преподаватель Департамента математики, механики и компьютерных наук ИЕНиМ УрФУ Иван Домашних описывает преимущества новой системы через наглядную метафору: «Представьте, что вы пришли в магазин электроники на „Чёрную пятницу“. Толпы покупателей, ограниченный товар. Те, кто придёт первыми и быстрее бегает, скорее что-то купят, но не всегда то, что хотели, и зачастую по завышенной цене. Второй, цивилизованный вариант — каждый покупатель заходит по очереди, тщательно изучает товар и принимает взвешенное решение, выбирая пакет товаров, например приставку и телевизор». Иван подчёркивает, что именно такой подход возможен с приоритетным выбором курсов: студенты не торопятся и осознанно формируют порядок предпочтений, после чего алгоритм эффективно обрабатывает все заявки одновременно. «Для меня очевидно, что только такой алгоритм подходит для студентов ФИИТ, способных думать и принимать осознанные решения», — резюмирует преподаватель.
Отношение студентов к нововведению в целом положительное. Они отмечают удобство системы, прозрачность результата, который зависит не от скорости нажатия кнопок, а от успеваемости и ранжирования по приоритетам. По словам участников выборной кампании, «классно, что видно, сколько человек выбрали курс первым приоритетом», «понятно, на какие курсы можно попасть», «всё работает лучше, чем ожидали». Цифры подтверждают высокий уровень вовлечённости: из 197 заявленных студентов 95% приняли участие, причем более половины определились с выбором уже через четыре часа после старта кампании, а к девяти часам — более 75% студентов сделали свой выбор.
Важную роль приоритетный выбор играет и для подготовки расписания. Заместитель директора школы наук по продвижению программ магистратуры ИЕНиМ Татьяна Куликова отмечает: «Составление расписания — задача сложная, нужно учитывать множество факторов. Часто логика расчёта расписания и желаемый выбор студентов не совпадают. Приоритетный выбор помогает избежать пробелов, позволяет выстроить расписание в комфортном темпе и получить предсказуемый результат. Тестирование этой модели позволит распространить её на все направления и уровни ИЕНиМ с учётом индивидуальных особенностей студентов и сбалансировать нагрузку на преподавателей и аудитории».
Как сказал генеральный директор ИОТ-университета, директор по развитию ИТ-платформы Modeus Павел Музыка, — «В мировой практике высшего образования существует три наиболее популярные модели организации выборных кампаний: «кто первый», «приоритеты» и «аукцион». «Кто первый» — наиболее простая с точки зрения правил и организации модель: есть курсы со свободными местами, студенты должны записаться, пока не кончатся свободные места. Единственная технологическая сложность заключается в анализе в реальном времени десятков тысяч индивидуальных расписаний так, чтобы не дать студенту записаться с конфликтами. Именно с этой модели мы начинали поддержку выборных кампаний и в Модеус, и при трансформации университетов.
Модель выбора по приоритетам сложнее и организационно, и технологически, но наши университеты уже созрели до ее внедрения в реальную практику. Поэтому мы реализовали поддержку этой модели на платформе Модеус — теперь университет сам может решать, в какой модели какую выборную кампанию запускать.
Аукцион для наших университетов пока совсем экзотика, но ее очень любят в мировых бизнес-школах из-за максимального приближения к реальному миру. Но как только появится университет, готовый организационно к такой модели, мы и ее поддержим на платформе Модеус».
Внедрение приоритетного выбора курсa — часть более масштабных изменений в системе высшего образования, направленных на формирование гибких индивидуальных образовательных траекторий и адаптацию учебного процесса к современным требованиям.






















