В ходе заседания дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики, состоявшегося 18 июня, начальник отдела развития транспортной инфраструктуры и Северного морского пути Минвостокразвития России Олег Рой представил результаты выполнения мероприятий Плана развития Северного морского пути (СМП). По его словам, из 155 запланированных мероприятий реализовано лишь 44, что подчеркивает необходимость ускорения темпов работы в этом направлении.
Рой отметил, что международный трансарктический коридор, который должен проходить от Калининграда до Владивостока, призван дополнить существующие сухопутные транспортные коридоры, такие как Транссибирская железная дорога. «Этот коридор должен функционировать в качестве национальной транспортной артерии с возможностью наращивания сотрудничества с дружественными странами, в первую очередь – Китаем и Индией», – подчеркнул он.
Модератор заседания, Александр Воротников, который является координатором экспертного совета Проектного офиса развития Арктики и доцентом ИОН РАНХиГС, акцентировал внимание на важности развития инфраструктуры Трансарктического транспортного коридора (ТАТК). Он подчеркнул необходимость модернизации портов, железных и автомобильных дорог, а также создания мультимодальных логистических центров. Воротников выразил оптимизм относительно будущего СМП, однако призвал участников заседания учитывать как текущие реалии, так и долгосрочные вызовы.
В ходе обсуждения ведущие эксперты, представители государственных органов и бизнеса сошлись во мнении о стратегическом значении ТАТК для российской экономики и освоения арктических ресурсов. Они отметили, что развитие этого коридора требует комплексного подхода, который должен учитывать инфраструктурные, экономические и климатические факторы. Ключевыми направлениями в этой сфере являются:
1. Модернизация портов и создание мультимодальных логистических центров.
2. Развитие внутренней переработки сырья.
3. Интеграция инновационных технологий, включая искусственный интеллект и специализированную технику.
4. Учет долгосрочных стратегических интересов России в Арктике.
Для успешной реализации проектов в рамках ТАТК необходимо совместное усилие всех заинтересованных сторон, направленное на создание устойчивой и эффективной транспортной инфраструктуры.