Сегодня, 13 апреля, в России празднуют День рождения троллейбуса. Именно в этот день в 1902 году в Санкт-Петербурге прошли испытания первого российского «электрического автомобиля». Его вес составлял 820 килограммов.
Разработкой этого уникального транспортного средства занималась фирма «Фрезе и К°», основанная известным русским изобретателем Петром Александровичем Фрезе, одним из конструкторов первого российского автомобиля. Электрическое оборудование для троллейбуса было изготовлено по проекту барона Шуленбурга, а основой токосъемника послужила французская конструкция изобретателя Ломбар-Жерена.
Новинка не сразу завоевала популярность. Лишь через тридцать лет в Москве были введены троллейбусные маршруты. Первые отечественные троллейбусы марки ЛК-1 собирались из импортных комплектующих, таких как электрооборудование от московского завода «Динамо» и кузова от Завода имени Сталина. Шасси для первых десяти троллейбусов ЛК-1 были изготовлены на Ярославском государственном автомобильном заводе.
В 1935 году протяженность троллейбусных маршрутов в Москве достигла 22 километров, и на них курсировала 61 машина. Эти новые транспортные средства понравились жителям города, в том числе первому секретарю Московского комитета партии Никите Сергеевичу Хрущеву, который настаивал на увеличении их числа.
Изначально планировалось выпустить 35 троллейбусов в 1936 году, но к 4 кварталу 1935 года это число было увеличено до 250. На следующий год в столице планировалось увеличить протяженность троллейбусных маршрутов на 52 километра, в том числе прокладывая их по Садовому кольцу от Курского вокзала до площади Восстания. Однако быстро стало понятно, что производство троллейбусов требует специализированного завода. Массовое производство троллейбусов было налажено в Ярославле.
Интересно, что идея создания троллейбуса впервые была высказана немецким инженером доктором Вильгельмом Сименсом еще в 1880 году. При этом эксперименты в этой области проводились его братом — Вернером фон Сименсом. Уже спустя 2 года, в апреле 1882, в Германии представили первый безрельсовый механический пассажирский транспорт.