В Российской Федерации разрабатываются планы по созданию национальной страховой компании (НСК) для судов, перевозящих сырьевые грузы. Эти инициативы стали частью Стратегии развития Северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора (ТТК), которая охватывает период до 2050 года. Основная цель НСК — обеспечить защиту российских судов от действий недружественных стран.
Согласно информации издания «Известия», с 2022 года многие западные страны ограничили страхование российских танкеров, не соблюдающих установленный потолок цен на нефть из России. Сначала этот потолок был установлен на уровне 60 долларов за баррель, а с 2025 года планируется его снижение до 47,6 долларов за баррель. Эти меры подчеркивают необходимость создания НСК для защиты интересов отечественных судов в условиях санкционного давления.
Александр Воротников, доцент Института общественных наук РАНХиГС и координатор Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики», в комментарии для «ФедералПресс» отметил, что создание НСК является частью выполнения поручения президента России Владимира Путина. Он подчеркнул, что создание этой компании стало актуальным еще с началом специальной военной операции, когда были введены санкции против России.
«Вопрос о создании НСК стоит уже давно. Россия практически отсутствует на рынке страхования, а западные компании действуют как монополисты. Поэтому создание российской компании неизбежно. Дорогая страховка от международных страховщиков нивелирует преимущества Трансарктического транспортного коридора», — пояснил Воротников. Он добавил, что «началось давление на Россию, и это связано с терминами, такими как «теневой танкерный флот», а также с ограничениями по цене нефти».
Однако создание НСК не решает всех проблем. Вопрос о признании страховки, выданной этой компанией, остается открытым. Эксперт отметил, что недружественные страны оставляют за собой право задерживать российские суда в нейтральных водах, что ставит под сомнение легитимность страховки.
«НСК сможет подавать иски в арбитражные суды тех стран, которые препятствуют судоходству, включая Морскую арбитражную комиссию при ТПП России. Полученные решения сложно игнорировать, и это может помочь в признании страховки за границей», — пояснил Воротников. Он также выделил важность получения признания НСК от таких стран, как Китай и Индия, что могло бы повысить шансы на успешное функционирование компании.
Создание национальной страховой компании может стать важным шагом для обеспечения стабильности российского судоходства, которое сегодня сталкивается с многочисленными вызовами в условиях международной нестабильности.






















