Более ста представителей российских вузов, IT-компаний и просветительских организаций собрались на ИОТ-слёте, где в бизнес-квартале «Арма» состоялась дискуссия Ректорского клуба. Главной темой обсуждения стала образовательная политика в рамках программы «Приоритет 2030». В диалоге приняли участие руководители ведущих университетов и организаций, а также эксперты из научных и просветительских сообществ.
Модераторами дискуссии выступили научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» и член Общественного совета при Минобрнауки России Евгений Сжёнов, а также заместитель генерального директора CUSTIS и директор мероприятий ИОТ-сообщества Ирина Гордина. Среди участников – председатель Совета ИОТ-консорциума вузов и генеральный директор CUSTIS Владимир Рахтеенко, заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков, ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич, ректор ГУУ Владимир Строев, ректор ЧГУ Ольга Лягинова, президент ЮФУ Марина Боровская, ректор ТюмГУ Иван Романчук, а также другие руководители и эксперты образовательной сферы.
Владимир Рахтеенко акцентировал внимание на сложности и многогранности процесса трансформации системы высшего образования. По его словам, «менять систему образования — это самое сложное, что есть на свете. В вузе — сложная система, где непонятно, что можно ломать, а что нельзя, поэтому необходимо тщательно разбираться». Он выделил два ключевых макротренда, которые кардинально меняют высшее образование. Первый — «бегство в интернет», когда традиционное образование уступает место подготовке к быстрому заработку. Второй — тренд мобильности, когда студенты стремятся учиться там, где условия лучше, что не ослабевает даже в условиях глобальных вызовов и многоцивилизационности.
Владимир Рахтеенко подчеркнул важность вовлечения университетов в современные коммуникативные форматы. Он отметил, что «в вузе должно быть интересно — общение между людьми по поводу проблемы должно быть увлекательнее, чем сидеть в интернете». По его мнению, гибкость является ключевым фактором, который позволяет системе образования отвечать на современные вызовы. «Со временем сложные сетевые образовательные программы превзойдут традиционные университеты, и студенты будут обучаться одновременно по разным направлениям, собирать образовательные цепочки из разных источников», — прогнозирует он.
Для реализации этой гибкости и интеграции современных форматов Владимир Рахтеенко представил IT-платформу Modeus, предназначенную для федерального уровня и способную поддерживать сложные образовательные процессы в сетевом формате. Он выделил три слагаемых успеха современного университета: ясное понимание миссии и образа будущего учебного заведения, слаженная команда, которая действует как единое целое и поддерживает друг друга, а также безопасность, поскольку ответственность руководителей вузов как государственных деятелей чрезвычайно велика.
На круглом столе «ИТ-стратегия университетов в контексте гибких образовательных моделей» представители более 50 российских вузов, а также ИТ-компаний и организаций обсудили практические подходы к внедрению гибких образовательных моделей и влияние искусственного интеллекта на высшее образование. Модератором дискуссии выступил генеральный директор ИОТ-университета и директор по развитию ИТ-платформы Modeus Павел Музыка. Мероприятие прошло в рамках четвертого ИОТ-слёта, одного из ключевых событий Десятилетия науки и технологий в России, ориентированного на обмен опытом среди руководителей вузов и ИТ-специалистов.
Участники круглого стола — и.о. ректора УрФУ Илья Обабков, заместитель директора ИКТИБ ЮФУ Александр Горбунов, проректор по цифровой трансформации СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Иван Холод, директор по цифровой трансформации РНИМУ им. Пирогова Алексей Павлюк, проректор по цифровой трансформации ЧГУ Алена Смыслова, директор «Цифровой кадровой платформы» МАИ Дмитрий Житиневич и модератор Московской школы управления «Сколково» Анатолий Говоров — поделились опытом решения практических задач внедрения гибких образовательных моделей.
Павел Музыка подчеркнул, что современное образование и ИТ неотделимы друг от друга. «Уже невозможно сказать: вот это чистое образование, а вот это чистое ИТ. И если мы говорим, что студенты должны быть междисциплинарными, осваивать междисциплинарное знание, так и нам нужно становиться междисциплинарными», — отметил он. Главным трендом дискуссии стал искусственный интеллект, который ставит новые вызовы для дидактики — меняется подход к тому, как и какими инструментами нужно учить студентов, чтобы с помощью технологий развивать их как зрелых и подготовленных личностей.
ИОТ-слёт проводится при поддержке Российского общества «Знание», организаторами выступили ИОТ-университет и ЭАЦ «Научно-образовательная политика», генеральный партнер — ИОТ-консорциум. Мероприятие способствует развитию профессионального сообщества вузов, внедряющих гибкие образовательные модели и новые ИТ-решения для образования.