По итогам первой половины 2025 года среднестатистическому россиянину для приобретения подержанной Lada Vesta необходимо накопить сумму, равную 14 медианным зарплатам, в то время как покупка Hyundai Solaris обойдется дороже – свыше 17 зарплат. Такой вывод содержится в исследовании, проведённом сервисом «Авто.ру» совместно с платформой hh.ru, где аналитики применили методику, напоминающую индекс «бигмака», чтобы оценить доступность автомобилей на вторичном рынке.
Индекс доступности автомобиля представляет собой соотношение средней стоимости машины к средней зарплате потенциального покупателя. Для расчёта учитывались средние цены на автомобили Lada Vesta и Hyundai Solaris с пробегом от трёх до десяти лет, не превышающим 200 тысяч километров, и с не более чем тремя предыдущими владельцами. В качестве показателя зарплаты использовалась медианная зарплата, предлагаемая работодателями в вакансиях. Таким образом, каждая единица индекса соответствует одной медианной зарплате в регионе. Чем ниже этот индекс, тем более доступна для населения рассматриваемая модель.
Если в декабре 2024 года среднестатистический россиянин мог купить подержанную Lada Vesta, накопив 14,7 медианных зарплат, то к маю 2025 года этот показатель снизился до 14,1 зарплаты. В случае с Hyundai Solaris динамика менее благоприятная: в январе 2025 года для покупки требовалось 18,2 медианные зарплаты, а к апрелю-маю значение уменьшилось до 17,2 зарплаты, вернувшись к уровню конца прошлого года. Основной причиной изменения индекса доступности Lada Vesta стало снижение её средней цены на вторичном рынке – в мае 2025 года она составила 1,06 миллиона рублей, что на 3,5% ниже декабрьской стоимости. Цена Hyundai Solaris оставалась практически стабильной и зафиксировалась на уровне 1,29 миллиона рублей. За тот же период медианная зарплата практически не изменилась и составляла около 75 тысяч рублей по России в мае 2025 года.
Регионы различаются по уровню доступности подержанных автомобилей. Так, Lada Vesta оказалась наиболее доступной для жителей Центрального федерального округа, где её покупка требует накопления 12,5 медианных зарплат. Несколько выше этот показатель в Северо-Западном (13,2), Дальневосточном (13,6) и Уральском (15) федеральных округах. Жителям же Сибирского (15,5), Приволжского (15,7), Южного (16,9) и Северо-Кавказского (17,8) федеральных округов придётся копить дольше всех. Аналогичная ситуация наблюдается и для Hyundai Solaris.
Дополняя данные исследования, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что на рынке подержанных автомобилей с пробегом от одного до трёх лет особое снижение стоимости демонстрируют китайские модели. За первую половину 2025 года такие автомобили подешевели в среднем на 10–15%. Это свидетельствует о быстрой амортизации относительно новых легковушек на вторичном рынке, что влияет на общий баланс спроса и предложения.
Несмотря на некоторое снижение цены на Lada Vesta, в целом автомобили остаются достаточно дорогостоящими для средней зарплаты россиян. Доступность моделей на вторичном рынке продолжает существенно варьироваться в зависимости от региона, а динамика цен демонстрирует значительные различия между брендами.