Как сказали эксперты, несколько лет судовладельцы в РФ ориентировались на оснащение собственного флота иностранным оборудованием. Новые экономические условия, а в первую очередь — введение западных санкций, заставили развиваться импортозамещающие инициативы во многих отраслях, в том числе в производстве гражданских морских судов, судового оборудования и комплектующих.
– Когда в условиях санкций мы стали смотреть на возможности импортозамещения, оказалось, что в России достаточно много компаний, которые могут заменить зарубежных производителей, – сказал замгенерального директора ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Георгий Бедрик. – Сегодня мы прирастаем во всём: флотом, заявками на производство, количеством контейнерного парка для морских перевозок, кадрами. При этом обеспечиваем требования международной системы качества, что подтверждается независимыми зарубежными аудиторами.
Как сказал заместитель гендиректора – начальник центра импортозамещения и локализации судового оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрия Стоянова, особую роль в возрождении отечественного судостроения играет господдержка, в том числе в рамках постановления Правительства РФ «О подтверждении производства российской промышленной продукции».
Документ позволяет заказчикам при строительстве судов, производстве оборудования и комплектующих на отечественных заводах вернуть немалую часть вложенных средств.
– Этот механизм действует довольно успешно, – прокомментировал Дмитрий Стоянов. – Из 310 гражданских морских судов, строящихся в России в 2024 году, 214 создаются в рамках этого постановления. Представители отрасли активно включились в этот процесс. Балльная система оценки предполагает использование только российского оборудования, и чем больше будет его выбор, тем больше будет локализация при строительстве судов.
В помощь заказчикам в Российской Федерации появляются специализированные цифровые сервисы. К примеру, Единая централизованная система судового комплектующего оборудования помогает подобрать необходимые компоненты отечественного производства.
Во время встречи о работе над своими проектами рассказали судостроители Поморья: представители ЦС «Звездочка», где существует центр пропульсивных систем, и научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега», инженеры которого разработали современное пассажирское судне с низкой осадкой «Инея».
Помимо этого, участники панельной дискуссии говорили о теме совершенствования мер госпомощи судостроителей.