Минпромторг РФ прорабатывает возможность введения нового платежа — промышленного сбора, который будет взиматься в отдельных стратегически важных отраслях промышленности. Об этом 2 июля на «правительственном часе» в Совете Федерации сообщил глава ведомства Антон Алиханов. Собранные средства планируется направлять в специальные отраслевые фонды, предназначенные для поддержки тех же сегментов промышленности, которые подпадают под действие сбора. Среди них названы, в частности, радиоэлектронная промышленность и микроэлектроника.
По словам министра, законодательство о промышленной политике уже предусматривает создание отраслевых фондов, однако теперь необходимо закрепить и понятие промышленного сбора как отдельного платежа. Его модель предполагается схожей с действующим утилизационным сбором в автопроме. Однако новый сбор, в отличие от утильсбора, который имеет четкую целевую функцию — финансирование утилизации автомобилей, будет носить более общий характер поддержки отраслей. Как уточнил первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков накануне «правительственного часа», промышленный сбор не будет компенсацией конкретных расходов, а станет мерой поддержки промышленного производства.
Инициатива по введению промышленного сбора появилась в ответ на предложения сенаторов. Ведомство намерено продолжать проработку вопроса, однако для реализации необходима соответствующая законодательная инициатива, которая должна быть тщательно обсуждена с Советом Федерации. В то же время Антон Алиханов заверил, что введение нового сбора не окажет существенного влияния на конечную стоимость промышленной продукции. По расчетам Минпромторга, влияние будет составлять лишь небольшой процент от стоимости продукта.
Министр также сообщил, что сейчас ведется обсуждение порядка администрирования промышленного сбора и перечня продукции, на которую он может распространяться. При этом сбор может охватить не только радиоэлектронику, а и другие важные отрасли промышленности. В дальнейшем такие сборы могут носить срочный характер и иметь ограниченный по времени срок действия, с учетом целевого характера финансирования конкретных мероприятий.
Обоснованием для появления промышленного сбора Алиханов назвал серьезные риски демпинга со стороны зарубежных стран при поставках продукции в Россию. Аналогично утилизационный сбор, введенный в 2012 году после вступления России в ВТО, зарекомендовал себя как защитный механизм для российского рынка. Напомним, утильсбор первоначально применялся только к импортерам и должен был компенсировать снижение ввозных пошлин на автомобили. После жалоб в ВТО механизм был скорректирован и распространен на предприятия России и других стран Таможенного союза, при этом российским компаниям были предоставлены субсидии, сопоставимые по размеру с суммами сбора.
Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин подчеркнул необходимость тщательной проработки нового механизма с участием бизнеса. По его мнению, промышленный сбор может быть введен исключительно в поддержку конкретных направлений, таких как микроэлектроника, и при условии полной прозрачности его администрирования, а также адресного и целевого использования средств. Катырин также отметил важность исключения риска превращения промышленного сбора в дополнительную квазиналоговую нагрузку. Он указал на то, что «при всей важности идеи техсуверенитета следует учитывать текущую макроэкономическую ситуацию, высокую стоимость заимствований и ограниченные возможности для существенных инвестиций у значительной части компаний».
Минпромторг приступил к проработке нового инструмента поддержки отечественной промышленности, который при правильной реализации может стать эффективным механизмом укрепления ключевых отраслей без значительного увеличения себестоимости продукции.