На заседании подкомиссии по вопросам повышения качества оказания государственных услуг под руководством Дмитрия Григоренко были утверждены приоритетные сервисы «жизненные ситуации», которые станут доступными на портале госуслуг в течение 2025 года. В рамках данной инициативы планируется внедрение 35 новых сервисов, адаптированных как для граждан, так и для бизнеса.
Сервисы охватят широкий спектр «жизненных ситуаций», включая вопросы планирования и рождения детей, оформление опеки, организацию досуга и отдыха детей, заботу о домашних питомцах, поступление в образовательные учреждения и поддержку волонтёрства. Кроме того, среди заявленных тем есть обращение за налоговым вычетом, начало деятельности IT-компании, прохождение диспансеризации и помощь гражданам России, находящимся за пределами страны, а также действия в условиях утраты близкого человека или получения инвалидности.
Составление списка «жизненных ситуаций» проходило на основе анализа отзывов жителей, включая результаты исследований и пользовательского тестирования государственных услуг. Цель данных сервисов – сокращение сроков получения услуг, уменьшение количества визитов в ведомства и необходимой документации.
По словам Дмитрия Григоренко, «Сервисы “жизненные ситуации“ – это новый этап эволюции оказания госуслуг». Он отметил, что на предыдущих этапах было возможно получать услуги через различные ведомства, затем появилась возможность Онлайн-заявок, и в настоящий момент масса услуг объединяется по принципу «жизненных ситуаций», что позволяет гражданам решать вопросы комплексно и удобно.
С 2023 года на федеральном уровне внедряется «жизненные ситуации», в рамках которых уже реализовано 35 сервисов, а к конце 2025 года их общее число планируется увеличить до 70. Также с 2024 года планируется реализация региональных версий данных сервисов, что уже дало возможность запустить более 150 новых услуг.
В качестве нового подхода к выдаче разрешений была представлена возможность получать комплекс разрешений через одно заявление на портале госуслуг. Первой комплексной услугой стало «Открытие аптеки», которая включает все необходимые действия для начала фармацевтической деятельности. Ранее каждое из разрешений подавалось отдельно, теперь же предприниматель может все оформить за 10 минут. Все необходимые разрешения при одобрении предоставляются в течение трех месяцев.
Работа по оптимизации разрешительной деятельности продолжается, и в перспективе предполагается закрепление инициативы получения комплексных разрешений законодательно. В июне в Госдуму был внесён проект закона об упрощении процесса получения разрешений и о проактивном информировании предпринимателей об их продлении.
Кроме того, предполагается пересмотр около 70 отраслевых законодательств для обеспечения сокращения сроков и количества необходимых документов для получения разрешений. В результате по каждому виду разрешений планируется уменьшить среднее количество документов с 8 до 4 и сроки рассмотрения с 43 до 19 дней.
На данный момент более 400 видов разрешений можно получить через портал госуслуг, а в 2024 году было подано более 1 миллиона заявлений.





















