Для обеспечения эффективного функционирования Трансарктического транспортного коридора (ТТК) России необходимо формирование современного дноуглубительного флота с привлечением партнеров из дружественных стран, в том числе из Китая. Об этом в комментарии ТАСС сообщил Александр Воротников, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики и доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).
По словам Воротникова, для полноценной эксплуатации ТТК требуется наличие около 14 единиц специализированных судов дноуглубительного флота. «Проблема в том, что такие мощные суда в России не строят, и опыта в стране нет, поскольку традиционно использовалась техника иностранных партнеров», — отметил он. В связи с этим, по мнению эксперта, наиболее эффективным и оперативным решением станет привлечение партнеров из дружественных государств, обладающих необходимым опытом в данной сфере. Так, крупнейшим в мире дноуглубительным флотом располагает Китай, что делает эту страну ключевым союзником в реализации проекта. Помимо Китая, значительный опыт строительства таких судов имеют Индия, Вьетнам и ряд стран Латинской Америки.
Эксперт подчеркнул, что увеличение грузопотока по ТТК обеспечат суда дедвейтом до 75 тысяч тонн и с осадкой до 14,5 метров. «Однако эксплуатация таких новых судов потребует масштабной модернизации всех портовых объектов вдоль коридора. В настоящее время Трансарктический транспортный коридор включает 14 морских портов, общий грузооборот которых составляет около 100 миллионов тонн в год», — добавил Воротников.
Ранее глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что актуальная потребность в дноуглублении на протяжении всего ТТК привела к значительному росту стоимости этих работ. В результате портовые сборы могут увеличиться в десять раз, что требует тщательного планирования и инвестиций для сохранения конкурентоспособности коридора.
Формирование собственного дноуглубительного флота с опорой на международный опыт и партнерство с дружественными государствами становится ключевым элементом в развитии Трансарктического транспортного коридора. Это позволит не только обеспечить необходимую инфраструктуру для роста грузопотока, но и повысить экономическую устойчивость и безопасность морских перевозок в Арктике.