Развитие Арктической зоны России выходит на новый уровень благодаря масштабным проектам и стратегическим инициативам, реализуемым по поручению Президента Владимира Путина. Ключевым элементом этого процесса становится Трансарктический транспортный коридор (ТАТК), который не только изменит транспортную инфраструктуру Северного региона, но и станет мощным драйвером экономического роста.
Александр Воротников, координатор Экспертного Совета Проектного офиса развития Арктики и доцент Института общественных наук Президентской Академии РАНХиГС, в интервью подчеркнул: «В России по поручению Президента ускоряется развитие Арктической зоны. Стратегия развития Арктики полностью обновляется. Главным стержнем этого процесса становится Трансарктический транспортный коридор». По его словам, развитие ТАТК тесно связано с модернизацией судостроительной отрасли. «В стратегии судостроительной промышленности закреплено строительство более 130 новых судов арктического класса. Кроме того, планируется возведение 10 ледоколов, включая атомные, а также 14 морских портов и терминалов и три железнодорожные магистрали», – уточнил Воротников.
Этот комплекс мер призван радикально изменить экономическую ситуацию на севере России. В итоге, по прогнозам, к 2035 году налоговые поступления, сформированные проектами, использующими ТАТК, превысят 13 триллионов рублей (около двух триллионов долларов. Каждый регион Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) вносит свой вклад в реализацию этого масштабного проекта, при этом особое значение имеет Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО).
Ямал занимает в этом процессе центральное место. По итогам 2024 года регион перечислил в федеральный бюджет 3,5 триллиона рублей налогов, что позволяет ему входить в тройку лидеров страны по данному показателю. Воротников отмечает, что в текущем году поступления в бюджет ЯНАО будут расти благодаря реализации действующих и новых проектов. «Полуостров Ямал располагает разведанными запасами газа более 17 триллионов кубометров. После завершения специальной военной операции проект по сжиженному природному газу (СПГ) получит дальнейшее развитие, что напрямую связано с развитием ТАТК в рамках стратегии „Поворота на Восток“. При этом СПГ будет востребован не только на рынках Азии, но и в Европе, и в Америке», – добавил он.
Отдельно Воротников выделил транспортную инфраструктуру как важнейший фактор роста региона. Президент России поручил достроить и запустить Северный широтный ход (СШХ), который соединит Ямал с Северной и Свердловской железными дорогами. Это откроет новые возможности для транзита грузов в европейскую и азиатскую части страны, что приведёт к росту перевалки грузов в портах и увеличению перевозок по ТАТК. По мнению эксперта, этот рост потребует строительства на Ямале нового современного порта, более удобного, чем нынешний Сабетта.
Налоговые поступления в ЯНАО будут дополнительно поддержаны развитием перерабатывающей промышленности и туризма. В 2024 году регион вошёл в тройку лидеров по приросту туристического потока среди арктических территорий. По данным Ассоциации туроператоров России, количество туристов, посетивших Арктическую зону и остановившихся в гостиницах, составило 1,3 миллиона человек, что на 8,3% больше, чем в 2023 году. «После завершения реконструкции аэропорта Салехарда по концессионной схеме и развития Северного широтного хода перспективы роста туристического потока и, соответственно, налоговых поступлений в бюджет ЯНАО, станут значительно выше», – резюмировал Александр Воротников.
Развитие Арктической зоны Российской Федерации, возглавляемое масштабным проектом Трансарктического транспортного коридора и сопровождаемое модернизацией ключевой инфраструктуры и промышленности, открывает для регионов новые экономические горизонты и укрепляет позиции России как арктической державы.