На II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете», который прошел в Российской академии образования (РАО), обсуждались ключевые направления развития педагогической науки, модели и технологии подготовки педагогических кадров, механизмы мотивации молодежи к выбору профессии учителя, цифровые инструменты педагогического образования, роль российского классического университета и многое другое. Президент РАО, Ольга Васильева, подчеркнула важность разработки новых форм и методов в системе высшего образования, отметив, что Россия движется к технологическому суверенитету и сохранению своей идентичности.
В форуме приняли участие профильные федеральные органы исполнительной власти, ректоры российских классических и педагогических университетов, руководители научных центров и инновационных площадок РАО, учителя и преподаватели, а также ведущие и молодые исследователи, работающие в области наук об образовании. В ходе мероприятия особое внимание было уделено отказу от Болонской системы и возвращению к национальной системе высшего образования. Ольга Васильева подчеркнула необходимость стратегических решений для улучшения образовательной системы и подготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы.
Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ, рассмотрел изменения в системе высшего образования и уровнях педагогического образования. Он выделил несколько уровней образования: базовый — специалитет и уровень углубленного образования – магистратура и аспирантура.
Татьяна Ромм, доктор педагогических наук, подчеркнула важность воспитания для будущих педагогов. Она отметила, что молодые специалисты должны иметь опыт социально-активного поведения, чтобы успешно воспитывать детей. При обсуждении цифровых инструментов в подготовке будущих педагогов эксперты обсудили внедрение новых технологий в образовательный процесс и пришли к выводу, что новые технологии являются лишь вспомогательным инструментом.
«Кто формирует контент для нейросетей в сфере образования? Где же педагогическое сообщество?» – обратилась Ольга Васильева к участникам мероприятия и провела параллель с периодом развала СССР. «Получается, что мы опять наступаем на те же грабли, что и в 90-х: кто-то создает контент, обучает нейросеть, а потом нейросеть говорит, что нам делать», – заявила президент РАО. По ее мнению, выход из сложившейся ситуации только один — работать над наполнением нейросетей фундаментальной информацией, а не быть пассивными наблюдателями, которые поглощают готовый контент.
Еще одним важным аспектом обсуждения был имидж учителя в современном обществе. Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, подчеркнула необходимость формирования уважительного образа учителя и школы через информационную политику.