Фундаментальной проблемой российского рынка труда по состоянию на 2024 год является тотальный дефицит кадров. Недостаток рабочей силы обусловлен сложными демографическими процессами (которые подлежат подробному прогнозированию и имеют пессимистичные тенденции), геополитическими факторами, отсутствием специалистов с необходимыми навыками. Особенно остро ощутима нехватка кадров в сферах с неконкурентным уровнем заработных плат. Государство видит решение данной проблемы в повышении производительности труда, в интенсификации трудовых навыков у имеющихся соискателей, а также в привлечении иностранной рабочей силы, совершенствовании процессов трудовой миграции.
Что касается повышения производительности труда в России, то можно говорить о присутствии глобальных тенденций автоматизации, роботизации всевозможных бизнес-процессов во всем многообразии сфер деятельности. Это обуславливает возникновение спроса на абсолютно новые профессиональные навыки и компетенции, связанные с развитием новых технологий. Главенствующую роль в деле удовлетворения рынка труда компетентными специалистами играет система подготовки кадров. Поскольку развитие технологий имеет стремительный характер, перестраивается и система подготовки кадров. Сегодня она ориентирована на повышение качества обучения (в основе которого лежит приобретение конкретных профессиональных навыков), а также сокращение сроков обучения. Программы обучения становятся более узкими, отвечающими на запросы рынка.
С 1 мая 2024 года вступили в силу поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 в части организации целевого обучения. Законодатель определил сроки заключения договора после зачисления абитуриента и до начала учебного года (ранее договор заключался до зачисления абитуриента). Теперь Закон предусматривает наличие третьей стороны образовательного договора помимо гражданина и образовательной организации – заказчика, которым может выступать работодатель. Абитуриент сможет проходить обучение только в одном вузе по одной образовательной программе (раньше можно было на нескольких). Установлен максимальный срок отработки после обучения – 5 лет. Если раньше абитуриент самостоятельно искал информацию о потенциальном заказчике, то теперь заказчик размещает предложение о целевом обучении на единой государственной платформе «Работа России», доступной для всех желающих.
Начинается работа по организации системы целевого обучения среди взрослого населения в рамках федерального проекта «Содействие занятости» на платформе «Работа России». Взрослые люди составляют особую перспективную часть потенциала существующего рынка труда, которая способна участвовать в процессах повышения производительности труда. Отличие данной категории граждан составляют временные ограничения на обучение, наличие обязательств (семья, дети), меньшая склонность к риску по сравнению с юными абитуриентами, наличие страхов и ожиданий от работы. Новая система учитывает эти особенности и предлагает каждому бесплатно обучиться на программе повышения квалификации, профессиональной переподготовки, профессионального обучения, выбрав и заключив предварительно трехсторонний договор о намерениях с потенциальным работодателем до обучения, который включает возможность дальнейшего трудоустройства.
На платформе предусмотрена возможность регистрации компаний-работодателей с целью размещения своих вакансий, поиска сотрудников среди выпускников проекта «Содействие занятости».
Данные нововведения подготавливают институциональную среду для запуска национального проекта «Кадры».
По словам руководителя проектов Образовательного центра EduOm Жанны Тян, рынок труда трансформировался в рынок соискателя. Баланс спроса и предложения нарушен из-за естественных факторов, связанных с дефицитом кадров, в основном по рабочим профессиям. Баланс можно восстановить — говорит она — путем развития бренда, совершенствования внутренних процессов, а также с помощью карьерно-ориентированного подхода в управлении кадрами, когда сотрудники получают возможность горизонтального развития, расширяя свои компетенции либо меняя направление профессиональной деятельности в рамках одного предприятия. «Наша группа компаний уже на протяжении 3 лет работает в сфере дополнительного образования, обучая взрослых с целью повышения квалификации, либо обретения второй профессии. Мы убедились в том, что целенаправленная переподготовка сотрудников для потребностей развития организации является грамотным способом использования ее кадрового потенциала. Сейчас мы активно работаем с компаниями-работодателями, чтобы обеспечить возможность переподготовки специалистов в соответствии с потребностями этих организаций», — говорит Жанна Валерьевна.
Большинство компаний (в особенности, крупные – за счет большего объема найма) уже сегодня сталкиваются с дефицитом кадров. По данным опросов онлайн-сервисов для поиска кадров, российские работодатели стали в 1,5 раза дольше искать сотрудников. Переобучение и повышение квалификации взрослых людей имеет хороший потенциал обеспечения потребности в кадрах высокого уровня подготовки с необходимыми профессиональными навыками.
На данный момент Образовательный центр EduOm реализует образовательные программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и профессионального обучения по разным направлениям, в частности, IT направления (такие программы как «специалист по информационной безопасности» и «Моделирование БПЛА», оператор беспилотных летательных аппаратов и программисты дронов), а также в сфере услуг для населения (профориентолог, паспортист, медиатор, специалист по логистике и снабжению) и многие другие программы.