Фундаментальной проблемой российского рынка труда по состоянию на 2024 год является тотальный дефицит кадров. Недостаток рабочей силы обусловлен сложными демографическими процессами (которые подлежат подробному прогнозированию и имеют пессимистичные тенденции), геополитическими факторами, отсутствием специалистов с необходимыми навыками. Особенно остро ощутима нехватка кадров в сферах с неконкурентным уровнем заработных плат. Государство видит решение данной проблемы в повышении производительности труда, в интенсификации трудовых навыков у имеющихся соискателей, а также в привлечении иностранной рабочей силы, совершенствовании процессов трудовой миграции.
Что касается повышения производительности труда в России, то можно говорить о присутствии глобальных тенденций автоматизации, роботизации всевозможных бизнес-процессов во всем многообразии сфер деятельности. Это обуславливает возникновение спроса на абсолютно новые профессиональные навыки и компетенции, связанные с развитием новых технологий. Главенствующую роль в деле удовлетворения рынка труда компетентными специалистами играет система подготовки кадров. Поскольку развитие технологий имеет стремительный характер, перестраивается и система подготовки кадров. Сегодня она ориентирована на повышение качества обучения (в основе которого лежит приобретение конкретных профессиональных навыков), а также сокращение сроков обучения. Программы обучения становятся более узкими, отвечающими на запросы рынка.
С 1 мая 2024 года вступили в силу поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 в части организации целевого обучения. Законодатель определил сроки заключения договора после зачисления абитуриента и до начала учебного года (ранее договор заключался до зачисления абитуриента). Теперь Закон предусматривает наличие третьей стороны образовательного договора помимо гражданина и образовательной организации – заказчика, которым может выступать работодатель. Абитуриент сможет проходить обучение только в одном вузе по одной образовательной программе (раньше можно было на нескольких). Установлен максимальный срок отработки после обучения – 5 лет. Если раньше абитуриент самостоятельно искал информацию о потенциальном заказчике, то теперь заказчик размещает предложение о целевом обучении на единой государственной платформе «Работа России», доступной для всех желающих.
Начинается работа по организации системы целевого обучения среди взрослого населения в рамках федерального проекта «Содействие занятости» на платформе «Работа России». Взрослые люди составляют особую перспективную часть потенциала существующего рынка труда, которая способна участвовать в процессах повышения производительности труда. Отличие данной категории граждан составляют временные ограничения на обучение, наличие обязательств (семья, дети), меньшая склонность к риску по сравнению с юными абитуриентами, наличие страхов и ожиданий от работы. Новая система учитывает эти особенности и предлагает каждому бесплатно обучиться на программе повышения квалификации, профессиональной переподготовки, профессионального обучения, выбрав и заключив предварительно трехсторонний договор о намерениях с потенциальным работодателем до обучения, который включает возможность дальнейшего трудоустройства.
На платформе предусмотрена возможность регистрации компаний-работодателей с целью размещения своих вакансий, поиска сотрудников среди выпускников проекта «Содействие занятости».
Данные нововведения подготавливают институциональную среду для запуска национального проекта «Кадры».
![](https://technosuveren.ru/wp-content/uploads/2024/06/zhanna-tjan-oficioz.jpg)
По словам руководителя проектов Образовательного центра EduOm Жанны Тян, рынок труда трансформировался в рынок соискателя. Баланс спроса и предложения нарушен из-за естественных факторов, связанных с дефицитом кадров, в основном по рабочим профессиям. Баланс можно восстановить — говорит она — путем развития бренда, совершенствования внутренних процессов, а также с помощью карьерно-ориентированного подхода в управлении кадрами, когда сотрудники получают возможность горизонтального развития, расширяя свои компетенции либо меняя направление профессиональной деятельности в рамках одного предприятия. «Наша группа компаний уже на протяжении 3 лет работает в сфере дополнительного образования, обучая взрослых с целью повышения квалификации, либо обретения второй профессии. Мы убедились в том, что целенаправленная переподготовка сотрудников для потребностей развития организации является грамотным способом использования ее кадрового потенциала. Сейчас мы активно работаем с компаниями-работодателями, чтобы обеспечить возможность переподготовки специалистов в соответствии с потребностями этих организаций», — говорит Жанна Валерьевна.
Большинство компаний (в особенности, крупные – за счет большего объема найма) уже сегодня сталкиваются с дефицитом кадров. По данным опросов онлайн-сервисов для поиска кадров, российские работодатели стали в 1,5 раза дольше искать сотрудников. Переобучение и повышение квалификации взрослых людей имеет хороший потенциал обеспечения потребности в кадрах высокого уровня подготовки с необходимыми профессиональными навыками.
![](https://technosuveren.ru/wp-content/uploads/2024/06/mintrud.jpg)
На данный момент Образовательный центр EduOm реализует образовательные программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и профессионального обучения по разным направлениям, в частности, IT направления (такие программы как «специалист по информационной безопасности» и «Моделирование БПЛА», оператор беспилотных летательных аппаратов и программисты дронов), а также в сфере услуг для населения (профориентолог, паспортист, медиатор, специалист по логистике и снабжению) и многие другие программы.