В Московском авиационном институте завершился первый этап федерального образовательного проекта «Кадры для БАС», который стал частью национального проекта «Беспилотные авиационные системы». В конце ноября свои дипломы защитили 250 человек, прошедших обучение по девяти программам дополнительного профессионального образования (ДПО). Участники прибыли из различных регионов России, включая Москву, Подмосковье, Уфу, Тулу и другие города, сообщает пресс-служба МАИ.
Среди обучавшихся более 25% составили студенты и молодые специалисты до 25 лет, 65% — опытные профессионалы из сфер беспилотных авиационных систем, авиации и IT. Также 10% участников старше 50 лет. Все они получили удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке и будут внесены в цифровой реестр кадров БАС.
Основная цель проекта заключается в подготовке достаточного числа специалистов для активно развивающегося рынка беспилотной авиации, что особенно актуально для регионов. К 2030 году в России планируется подготовить более 60 тысяч кадров для БАС. Государство компенсирует 90% стоимости обучения.
Программы ДПО включали как теоретическую, так и практическую подготовку, проводимую в очном или онлайн-формате. В разработке учебных курсов активно участвовали специалисты МАИ и внешние эксперты из индустрии, что позволило создать актуальные и интересные задачи для студентов.
Как отметил Пётр Ухов, разработчик одной из программ, обучение позволило участникам познакомиться с процессом разработки программного обеспечения для беспилотников и расширить свои знания в этой области. Один из студентов, Павел Клепкин, подчеркнул, что особенно увлекся изучением программирования и выбрал эту тему для своей выпускной работы.
Преподаватель программы дополнительного профессионального образования «Специалист по проектированию конструкций (узлов, механизмов, компоновки) БВС», Андрей Лямин, подчеркнул, что слушатели проявили высокий уровень подготовки, создав выдающиеся итоговые работы. Несмотря на наличие некоторых ошибок и спорных моментов, их проекты оказались впечатляющими. По словам Лямина, слушатели, имеющие опыт работы более 10 лет, глубоко освоили тематику, что позволяет использовать их опыт для обучения молодых специалистов основам проектирования беспилотных летательных аппаратов (БВС).
Среди разработанных проектов — беспилотные летательные аппараты для мониторинга морских обитателей, борьбы с пожарами на судах, доставки грузов и оказания первой помощи в интересах МЧС. Также разработаны агродроны и беспилотники, предназначенные для предотвращения лесных пожаров.
Лямин отметил, что такое образование поможет стране сократить зависимость от зарубежных технологий и создать собственную базу специалистов, которые смогут разрабатывать новые и эффективные отечественные БВС. Это, в свою очередь, обеспечит переход на новый уровень импортозамещения.
По итогам первого этапа обучения, который проходит в рамках федерального проекта «Кадры для БАС», специалисты МАИ проведут анализ результатов, доработают образовательные программы и начнут второй этап обучения в начале 2025 года.
Подготовка специалистов для индустрии беспилотных авиационных систем (БАС) набирает популярность в России. Согласно анализу, проведённому Университетом 2035, лишь 17% желающих пройти обучение имеют опыт работы в данной области. Это открывает возможности для всех заинтересованных, так как лишь на некоторых программах требуются базовые знания и опыт. Основным критерием для поступления остаётся высокая мотивация.
Преподаватель программы ДПО «Технолог производства узлов и агрегатов БВС» Борис Сафоклов отмечает, что особенно вдохновляет наблюдать за слушателями, пришедшими из других сфер, которые смогли адаптировать свои навыки для работы с беспилотными летательными аппаратами. Например, Анна Корешникова, инженер по нормированию труда в компании «Кронштадт», делится, что обучение в МАИ стало важным шагом к её мечте стать технологом.
Программа «3D-моделирование в производстве БАС», разработанная Вениамином Брыкиным, нацелена на подготовку специалистов с нуля. Она охватывает всё — от основ проектирования до уверенного использования CAD-систем. Заместитель заведующего кафедрой «Стартовые и технические ракетные комплексы» в Амурском государственном университете Максим Аревков выбрал эту программу для повышения своих навыков и получил ценные знания от экспертов.
Выпускные работы студентов затрагивают важные аспекты БАС. Студентка Алиса Миколайчук рассказала о групповом проекте, в рамках которого разрабатывались технологические процессы для создания беспилотных воздушных судов. Это подчеркивает значимость программ обучения для развития индустрии БАС в России.