В ноябре текущего года федеральные органы власти должны обнародовать результаты Национального рейтинга научно-технологического развития субъектов РФ за 2023 год. Глава Академии наук Республики Татарстан Рифкат Минниханов подчеркнул, что Татарстан намерен сохранить свою позицию среди лидеров, учитывая, что по итогам 2022 года республика заняла второе место, поднявшись с пятого места, пишет «Реальное время».
Предварительные результаты 2023 года пока не раскрываются до окончательного утверждения с профильными ведомствами. Минниханов также указал на недостатки и запросил налоговые льготы для исследовательских учреждений. Валерий Третьяков из «РИА Рейтинг» считает, что разрыв между лидерами и остальными регионами настолько велик, что вряд ли кто-то сможет их потеснить.
Подготовка национального рейтинга под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко завершается, и победители будут оглашены в срок не позднее ноября. Учитывая, что методика оценки усложнилась, конкуренция становится более жесткой, а Татарстан стремится удержаться в тройке лидеров.
Национальный рейтинг НТР не является первым, в котором регионы оцениваются по уровню научно-технологического развития. Индивидуальные рейтинги демонстрируют уникальные черты каждого региона. К наиболее авторитетным из них относятся исследования Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и Центра экономических исследований «РИА Рейтинг», основанные на 55 показателях.
Эти методики частично используются для создания Нацрейтинга. Как подчеркнул Виталий Третьяков, директор «РИА Рейтинг», официальные рейтинги утверждаются правительством РФ, тогда как альтернативные – нет, что делает их разными.
Интересно, что Татарстан уверенно занимает третье место в обоих рейтингах. В одном из них республика выделилась в инновационной активности, но снизилась по доле студентов в STEM-программах, упав с 17-го на 21-е место. В отличие от нее, Башкортостан продемонстрировал успех в этом показателе, находясь на пятом месте, однако по числу людей с высшим образованием остается на 62-м.
Дисбаланс в подготовке кадров продолжает расти, и Татарстану необходимо сбалансировать образование, ориентируясь на STEM-дисциплины, чтобы избежать кадрового дефицита.