Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) представила свою новую концепцию — судно «Спрут», предназначенное для выполнения подводно-технических работ в арктических морях. Это многофункциональное судно способно работать на глубинах до 2000 метров, обеспечивая широкий спектр услуг для морских нефтегазопромыслов.
Судно, разработанное конструкторским бюро ОСК «Алмаз», было представлено на двух значимых событиях — Петербургском международном газовом форуме и Международной выставке и конференции RAO/CIS Offshore 2025, которые проходят в эти дни в Санкт-Петербурге. Модель судна выставлена на стенде ОСК, а его функциональные возможности презентовал заместитель директора Департамента продаж и контрактации гражданского судостроения ОСК Владимир Рачин.
«Спрут» предназначен для обслуживания подводного нефтепромыслового оборудования, а также для инспекции и ремонта подводных частей морских сооружений и трубопроводов. Судно выполняет различные подводно-технические операции, включая установку конструкций на морском дне, монтаж подводного оборудования, а также проведение инженерно-геологических и экологических изысканий. Важной функцией является также участие в операциях по оказанию помощи аварийным подводным лодкам.
Судно предлагает несколько вариантов конфигурации для работы с обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами. Оно также может быть оснащено глубоководным водолазным комплексом (ГВК), который позволяет осуществлять работы на глубине до 500 метров. В случае необходимости «Спрут» можно дооснастить кормовой П-образной рамой для размещения на борту обитаемого подводного аппарата «Ясон», разрабатываемого конструкторским бюро ОСК «Малахит».
На борту судна также могут находиться автономные подводные необитаемые аппараты (АНПА) «Аргус-Д» и «Аргус-И», созданные конструкторским бюро ОСК «Рубин». «Аргус-Д» предназначен для доставки и развертывания оборудования на морском дне, тогда как «Аргус-И» выполняет инспекционные функции и мониторит состояние подводной инфраструктуры.
К числу преимуществ «Спрут» в сравнении с зарубежными аналогами относится высокий ледовый класс Arc-5 и уникальное размещение подводно-технических средств в закрытых эллингах со спуском через шахты. Это позволяет судну работать в сложных условиях Арктики круглый год. Оно также оснащено современным приборно-аппаратурным комплексом для обнаружения течей в подводных нефтегазопроводах и располагает просторной рабочей палубой и разнообразным специализированным оборудованием.
Судно имеет длину 108,5 метра и ширину около 18 метров, что позволяет разместить на борту до 42 специалистов и 36 членов экипажа. В варианте с ГВК количество специалистов может достигать 60 человек. Скорость судна составляет до 15 узлов, а дальность плавания — не менее 6000 миль. Автономность по запасам провизии и пресной воды — до 40 суток, что делает «Спрут» надежным инструментом для проведения сложных подводных операций в арктических условиях.






















