На прошлой неделе в Государственной Думе прошел круглый стол комитета по науке и высшему образованию, посвященный инженерному образованию. В нем приняли участие представителей членов комитета, ведущие ректоры технических вузов и педагоги передовых физико-математических школ. Прошедшее мероприятие прокомментировал депутат Госдумы Олег Смолин.
«Я позволил себе напомнить, что если технологический суверенитет признан одной из национальных целей России, то инженерное образование является к нему едва ли не главным ключом», – написал депутат в своем телеграм-канале.
Смолин подчеркнул, что в ходе круглого стола он внес ряд предложений по улучшению системы инженерного образования. Среди них:
1. Предложение о разрешении техническим университетам использовать не только результаты ЕГЭ, но и другие метрики для отбора абитуриентов. Предпочтение следует отдавать выпускникам инженерных классов. Смолин напомнил о случае ректора МГУ, который не смог бы поступить в университет после ЕГЭ из-за недостаточных знаний в математике. При этом он блестяще справился с другими заданиями. Этот пример подчеркивает важность разностороннего подхода к отбору студентов.
2. Необходимость перехода к инженерному образованию на более ранней стадии, отказавшись от бакалаврских программ. Важно готовить специалистов, способных создавать, а не только использовать готовые разработки.
3. Необходимость расширения возможностей для получения специализированного образования для тех, кто уже завершил бакалавриат по техническим специальностям. Это поможет быстрее подготовить квалифицированных инженеров и специалистов.
4. Дополнительная поддержка студентов, обучающихся по инженерным специальностям. Смолин напомнил о разнице в стипендиях для студентов гуманитарных и технических вузов в советский период. Сейчас уровень стипендий недостаточен для привлечения талантливых студентов в инженерные специальности.
В заключение Смолин привел цитату известного юмориста Аркадия Райкина, который шутил про советский период: «Товаровед обувного отдела — как простой инженер!». Также он выразил надежду на повышение статуса инженера в современном обществе. Для достижения технологического прорыва и технологического суверенитета необходимо уделить больше внимания развитию инженерного образования.