Тридцать передовых инженерных школ, отобранных в 2022 году, подвели итоги своей деятельности за три года и представили планы дальнейшего развития на заседании Совета по рассмотрению вопросов и координации деятельности таких школ. По итогам представленных защит был сформирован рейтинг передовых инженерных школ (ПИШ), который станет инструментом мониторинга их динамики и эффективности развития.
Рейтинг ПИШ учитывает качество образовательных программ, уровень научных исследований, степень проработанности программ развития и эффективности систем управления. Он служит ориентиром для коллективов школ и их технологических партнеров, помогая выявлять приоритетные направления для совершенствования и расширения деятельности.
Передовые инженерные школы представляют собой образовательные центры нового формата, создаваемые на базе ведущих университетов с участием высокотехнологичных компаний. Их задача – подготовка квалифицированных инженеров, способных работать в современных индустриях с учетом требований цифровой экономики.
Глава Министерства науки и высшего образования России Валерий Фальков отметил, что в первую волну проекта вместе с вузами Минобрнауки вошли университеты Минздрава, Минсельхоза и Минцифры. Это позволило с самого начала охватить ключевые отрасли экономики в комплексе. В фокусе передовых инженерных школ и их технологических партнеров оказались такие стратегические направления, как автоматизация и искусственный интеллект, цифровые двойники, новые материалы, оптимизация технологических процессов и беспилотные авиационные системы. «Важно, что работа с передовыми инженерными школами привлекла значительный интерес со стороны бизнеса: при объеме государственного финансирования школ первой волны в размере 25,1 млрд рублей внебюджетные инвестиции превысили 33 млрд рублей», – подчеркнул Валерий Фальков.
В 2024 году передовые инженерные школы первой волны переходят на новый этап финансирования, предполагающий продолжение развития за счет средств индустриальных партнеров. Такая модель призвана стимулировать устойчивое взаимодействие между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями.
По итогам работы Совета передовые инженерные школы первой волны распределены на три группы. В первую группу вошли: Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет ИТМО, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Самарский государственный медицинский университет, Южный федеральный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Казанский (Приволжский) федеральный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Во вторую группу вошли: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Донской государственный технический университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Университет Иннополис, Московский авиационный институт, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева и Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова.
Уфимский университет науки и технологий (Уфа, Республика Башкортостан) входит в число передовых инженерных школ (ПИШ) третьей группы. В эту же группу входят такие учебные заведения, как Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самара), Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (Москва), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), Дальневосточный федеральный университет (Владивосток), Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (Москва), Казанский национальный исследовательский технологический университет, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I и Псковский государственный университет.
Передовые инженерные школы продолжают укреплять сотрудничество с промышленностью, разрабатывая совместные планы развития с учётом экономических запросов. Важными направлениями остаются запуск новых проектов, коммерциализация разработок, внедрение совместных образовательных программ, расширение межрегионального взаимодействия и формирование междисциплинарных исследовательских команд.
С 2025 года 30 передовых инженерных школ первой волны перейдут на новый этап финансирования, предполагающий привлечение внебюджетных средств, что соответствует условиям их участия в проекте. За три года реализации каждая школа построила долгосрочные отношения с индустриальными партнёрами: если в 2022 году их было около 80, то к 2023 году в проект вошли еще 20 школ второй волны, и сейчас в сотрудничестве участвуют уже 280 партнёров, включая крупные корпорации «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», «Сибур Холдинг», «Газпром нефть» и другие.
В настоящее время функционируют 50 передовых инженерных школ в 23 регионах России. По поручению Президента к 2030 году их количество планируется удвоить. Проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети».