Александр Воротников, координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики и доцент РАНХиГС, отметил, что реализация проекта Трансарктического транспортного коридора (ТТК), нового названия Северного морского пути, требует переосмысления подходов к развитию российской Арктики. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, к 2030 году через воды Арктики должно транспортироваться около 110 миллионов тонн грузов в год. Это накладывает обязательство по значительному увеличению грузовой базы, которая формируется за счёт деятельности компаний, добывающих и перерабатывающих природные ресурсы Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Добыча этих ресурсов востребована торговыми партнёрами России и играет ключевую роль в формировании грузопотока.
По словам Александра Воротникова, наращивание добычи и переработки природных богатств возможно лишь при эффективном взаимодействии государства и бизнеса, что должно быть подкреплено современным нормативно-правовым регулированием. Среди инструментов такого взаимодействия эксперт выделяет соглашения о государственно-частном партнёрстве (ГЧП) и концессионные соглашения. Однако он подчёркивает, что в сфере недропользования и добычи полезных ископаемых в России пока отсутствует накопленный опыт реализации подобных форм взаимодействия. В настоящее время реализуемые проекты в большей степени представляют собой частичные примеры сотрудничества государства и бизнеса в различных формах.
Тем не менее, применение модели ГЧП видится перспективным при создании необходимой инфраструктуры — транспортной, энергетической и другой — для добычи и обработки природных ресурсов. «В рамках ГЧП-проектов может быть обеспечено энергоснабжение объектов добычи, а также строительство новых энергетических мощностей», — уточняет Воротников. Кроме того, создание новых дорог, трубопроводов, портов и другой транспортной инфраструктуры для вывоза продукции также может осуществляться в формате государственно-частного партнёрства.
Такой комплексный подход, по мнению эксперта, позволит значительно увеличить объёмы добычи и переработки природных ресурсов в Арктике. Это относится как к углеводородам, так и к твёрдым полезным ископаемым. Рост производства в свою очередь обеспечит расширение грузовой базы для ТТК. Использование коридора в полной мере создаст возможности для увеличения поставок продукции в дружественные и заинтересованные страны, включая направление в рамках политики «Поворота на Восток».
Стратегическое развитие Трансарктического транспортного коридора тесно связано с созданием надёжной и масштабной производственной базы, что требует системного государственного регулирования и активного участия частного сектора в инфраструктурных проектах.