Правительство России утвердило обновленную Стратегию развития судостроительной отрасли с перспективой до 2050 года, которая предусматривает конкретные меры для преодоления существующих проблем и активного развития Северного морского пути (СМП). Об этом рассказал редакции «Техносуверен» Александр Воротников, координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики и доцент РАНХиГС.

Стратегия представляет собой жесткий и объективный документ, в котором дан исчерпывающий анализ текущего состояния судостроительной промышленности, выявлены основные проблемы и обозначены пути их решения. Особое внимание уделено развитию судоходства по СМП. Планируется увеличить количество судов, курсирующих по этому маршруту, для роста грузопотока и повышения эффективности навигации. К 2036 году по СМП должно курсировать около 51 судна, а к 2050 году — до 135.
При этом, по словам Воротникова, такие показатели не полностью соответствуют потребностям, обозначенным РосАтомом, который планирует эксплуатировать более 160 судов, большинство из которых должны иметь повышенный ледовый класс от Arc4 до Arc7. Это связано с тем, что ассортимент судов для СМП достаточно широк — от танкеров и газовозов до контейнеровозов, рефрижераторов, буксиров и ледоколов.
Важным аспектом стратегии является замещение иностранных комплектующих при строительстве судов. К 2036 году половина такого оборудования будет производиться в России, а к 2050 году доля отечественных комплектующих планируется довести до 80%. Однако в настоящее время российское судостроение не может полностью отказаться от импортных комплектующих. Основной причиной является долгосрочное преобладание военного судостроения, в результате чего гражданское судостроение и производство комплектующих развивались недостаточно, что вызвало дефицит квалифицированных кадров — инженеров, конструкторов и рабочих.
Кроме того, отмечается недостаток судостроительных верфей, пригодных для гражданского судостроения, что требует строительства новых мощностей. Александр Воротников особо подчеркнул необходимость кооперации с дружественными странами, включая членов БРИКС, в том числе с Индией, Китаем и Южной Кореей. Такая международная интеграция необходима для выполнения президентских поручений по развитию СМП, увеличению грузопотока и переходу на круглогодичную навигацию.
Воротников также отметил, что при строительстве верфей необходимо использовать возможности государственной поддержки, которые уже существуют. А именно: соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) и специальные инвестиционные контракты (СПИК). Кроме того, резиденты территорий опережающего развития (ТОР) в Арктике получают налоговые льготы, а также существует возможность взять займы от Фонда развития промышленности (ФРП), как федерального, так и регионального уровня. Оптимально привлечь к финансированию таких и сложных проектов ВЭБ.РФ. Такой подход уже проработан при строительстве порта Лавна в Мурманской области и при развитии Мурманского транспортного узла. Комплексный подход к реализации стратегии в отношении СМП позволит эффективно реализовать поручение Президента РФ по развитию СМП.
Строительство новых судостроительных комплексов тесно связано с логистикой, обеспечением комплектующими, подготовкой кадров, судоремонтом, модернизацией и инфраструктурой, включая выход к океану и железнодорожные связи. Оптимальным расположением новых верфей эксперты называют Мурманскую и Архангельскую области, а также регионы Дальнего Востока, например, судостроительный комплекс «Звезда» и прилегающие территории. Эти регионы обладают развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров и профильных учебных заведений, традициями судостроения и выходом к Северному морскому пути, что является важной предпосылкой для успешной реализации стратегии.