Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) и Института теплофизики Сибирского отделения РАН разработали инновационную физико-математическую модель, позволяющую точно рассчитывать длину скольжения капель воды при их столкновении с наклонной водоотталкивающей поверхностью. Это достижение направлено на создание новых антиобледенительных составов и покрытий для таких отраслей, как авиастроение, ветроэнергетика и производство скоростных поездов. Об этом пишет ТАСС.
Система на основе активной аэрации позволит значительно улучшить свойства материалов, которые подвержены обледенению, что актуально для авиационной отрасли. Обледенение на лопастях ветряков и крыльях самолетов негативно сказывается на аэродинамике и требует эффективных решений.
Данная модель демонстрирует высокую точность в расчетах и показывает, что она может быть успешно применена для прогнозирования поведения капель воды в различных условиях. Исследование подтвердило, что новая методология может обрабатывать данные о каплях и их взаимодействии с поверхностью с минимальной погрешностью, что имеет значительное значение для научных и практических приложений.
Кроме того, модель предусматривает возможность интеграции с различными производственными процессами и адаптации к условиям эксплуатации. Ученые уже начали тестирование системы в аэрогидродинамической трубе, что позволяет им проводить исследования в условиях, максимально приближенных к реальным.
Специалисты отмечают, что в долгосрочной перспективе такая технология может значительно снизить риски обледенения в различных сферах, что делает её перспективной для применения в современных условиях.