В рамках второго дня XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» состоялась панельная дискуссия «Национальный режим: обновленные правила, первый опыт», на которой собрались представители государственных структур, бизнеса и экспертов. Основной темой обсуждения стали ключевые изменения в закупочной системе, вызванные внедрением постановления Правительства РФ №1875. Участники акцентировали внимание на первоочередных вызовах, стоящих перед переходом к новой модели импортозамещения.
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, отметила, что для успешной трансформации закупок необходим системный подход. «С Национальным режимом возник вопрос о разделении по отраслям. Важно разработать четкие правила, которые не создадут потрясений для всех участников торгов. Переходный период является ключевым для того, чтобы все привыкли к новым условиям», — сказала она. При этом Дыбова подчеркнула, что многие заказчики, около 90%, предпочитают держаться на расстоянии от государственных закупок, что создаёт дополнительные сложности.
Вице-президент ТПП РФ также обратила внимание на необходимость доработки механизма реестров российской продукции. «К сожалению, бывает так, что компании, получившие одобрение на одну товарную позицию, используют его для поставок нерелевантной или даже импортной продукции», — пояснила она. Анализ Академии Контрактных Отношений, озвученный на дискуссии, подтвердил, что новые требования к подтверждению происхождения товара нацелены на устранение подобных пробелов. Ключевым доказательством будет служить запись в Государственном информационном системном портале (ГИСП) с начисленными баллами за технологические операции на территории России. Однако, как уточняется в постановлении Правительства РФ №719, даже наличие такой записи не гарантирует российский статус продукции, если суммарный балл окажется ниже установленного уровня.
Заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров подтвердил, что нормативная база остаётся стабильной. «В настоящее время нет необходимости в изменениях Постановлений Правительства РФ №1875. Пока никто не представил убедительных доказательств, что существующая система работает неправильно. Всё разъяснено и функционирует, как и планировалось», — добавил он.
С практической точки зрения участники дискуссии указали на трудности, с которыми сталкиваются заказчики. Проблемы возникают при описании объектов закупок и выборе подходящих позиций из реестров, а также из-за необходимости заранее получать дорогостоящие сертификаты. Особенно это затрудняет участие малого бизнеса. Генеральный директор ООО «Ивановская текстильная компания» Юрий Шилов привёл яркий пример: «Затраты на оформление одного сертификата могут достигать 500 тысяч рублей — это серьёзный барьер для участия в торгах».
Крупные заказчики, такие как ПАО «Ростелеком», продолжают практиковать закупки с отложенным требованием включения в реестр, чтобы отечественные производители имели возможность подготовиться. Представители компаний подчеркнули важность большей гибкости и проактивного подхода со стороны заказчиков.
Не менее интересной частью дискуссии стали технические новшества в Единой информационной системе закупок (ЕИС ЗАКУПКИ 15.0). Представитель Федерального казначейства рассказал о механизме автоматического формирования отчётов по закупкам отечественных товаров и новой функции, позволяющей обосновывать невозможность соблюдения ограничений по национальному режиму в исключительных случаях.
В заключение участники сошлись во мнении, что переход к единому национальному режиму — это стратегически важный шаг к технологическому суверенитету и устойчивому развитию российской промышленности. Для успешной реализации этой задачи необходимо не только совершенствование нормативной базы, но и готовность всех участников закупок адаптироваться к новым условиям и эффективно работать в рамках обновлённой модели.