Глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев в своем телеграм-канале заявил, что по итогам 2023 года автомобильный рынок продемонстрировал двухкратный рост. Так, официальные продажи достигли 975 тысяч легковых автомобилей, а с учетом параллельного импорта было зарегистрировано 1,149 млн авто.
Однако, несмотря на это, иностранные производители продолжают активно агрессивную ценовую политику. Скидки на зарубежные автомобили могут достигать миллиона рублей, хотя при этом введен утилизационный сбор в размере 300 тысяч рублей. Это привело к тому, что по объему экспорта Китай вытеснил Японию с первого места.
С середины 2023 года китайские автомобильные бренды захватили почти 60% российского рынка. В то время как доля машин, производимых АВТОВАЗом, составила всего 10%. Это означает, что оставшиеся 90% денежных средств уходят за рубеж.
Увеличение утилизационного сбора вызывает жаркие дискуссии в обществе, однако это необходимая мера для создания условий для технологической независимости в различных отраслях. На заседании Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле были поддержаны предложения Максима Соколова, председателя Экспертного совета по технологическому суверенитету в автомобильной промышленности, о постепенном увеличении утилизационного сбора для защиты внутреннего рынка. Это позволит привлечь инвестиции в локальное производство автомобилей и их компонентов.
Гутенев подчеркнул, что важными также являются инициативы по изменению утилизационного сбора в других сегментах, таких как сельхозтехника, дорожная и строительная техника. Производители предлагают увеличить размер сбора в несколько раз, что также может способствовать развитию отечественного производства.
«Необходимо продолжить работу по формированию условий, когда инвестировать в Россию будет выгоднее, чем импортировать готовые авто», – написал Владимир Гутенев.