В процессе производства грузовых вагонов до 70% себестоимости приходится на металл. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, производство грузовых вагонов в России в 2023 году выросло на 28% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 64,1 тысячи штук. Общий парк грузовых вагонов в России в декабре 2023 года составлял 1,321 млн единиц.
Структура выпуска грузовых вагонов в 2023 году выглядит следующим образом: 19,7 тысячи полувагонов, 18,7 тысячи хопперов, 8,6 тысячи вагонов-цистерн, 4,7 тысячи крытых вагонов и 12 тысяч железнодорожных платформ. Большая часть этого состава изготовлена из различных марок стали.
Важным аспектом вагоностроения является баланс между весом вагона, его прочностью и коррозионной стойкостью. Стальные конструкции вагонов обеспечивают оптимальный баланс этих параметров. Основные элементы конструкции грузовых вагонов изготавливаются из различных марок стали, учитывая эксплуатационные нагрузки и внешние воздействия.
Помимо марки стали, срок службы вагонов зависит от перевозимого груза. Например, срок службы вагона-хоппера для перевозки зерна составляет 30 лет, а для транспортировки горячего агломерата — 15 лет. В узлах трения и подшипниковых узлах используются износостойкие материалы, а в элементах тормозной системы и арматуре вагонов-цистерн — коррозионностойкие стали и цветные металлы.
По словам исполнительного директора Союза «Объединение вагоностроителей» Евгения Семенова, сегодня российская вагоностроительная отрасль обеспечена технологическим суверенитетом, используя только отечественные технологии, материалы и комплектующие. Технологии постоянно совершенствуются, внедряются новые материалы для улучшения существующих и создания новых.
Алюминиевое вагоностроение является относительно новым направлением для России. Алюминий обеспечивает снижение массы тары и увеличение грузоподъемности вагонов, а также высокую коррозионную стойкость и долгий срок службы. Вагоностроители видят в алюминии технологичный и понятный материал, который может быть использован для улучшения железнодорожной инфраструктуры. В результате применения алюминия удалось снизить массу тары вагонов и увеличить их грузоподъемность.
Таким образом, вагоностроение в России продолжает развиваться, используя разнообразные материалы и технологии для повышения качества и эффективности грузовых вагонов. В январе 2017 года был сертифицирован первый отечественный алюминиевый хоппер-минераловоз модели 19-1244. Этот вагон-хоппер, предназначенный для перевозки минеральных удобрений, был создан компанией «РМ Рейл» из Саранска и Самарским металлургическим заводом.
Новая модель, 19-1299, была построена на вагоностроительном предприятии «Рузхиммаш» и имеет цельносварной кузов из легированного скандием сплава 1581. Она обладает улучшенными техническими характеристиками и потребительскими свойствами. Удалось увеличить полезный объем кузова, снизить массу тары и повысить грузоподъемность. Конструкция вагона также была усовершенствована, добавлен сплошной загрузочный люк для удобства погрузки.
Сплав 1581, использованный в новой модели, делает конструкцию кузова устойчивее к коррозии и прочнее. Этот сплав также обладает хорошей свариваемостью и способностью противостоять охрупчиванию при низких температурах.
Алюминиевые вагоны хопперы показали экономическую выгоду для РЖД. Экономия на топливе и содержании пути оценивается в значительные суммы, что делает их более привлекательными для перевозок.
Быстрое развитие алюминиевого вагоностроения в России стало возможным благодаря соответствующей нормативно-правовой базе. В начале 2022 года были утверждены два ГОСТа, которые регламентируют использование полуфабрикатов из алюминия и деформируемых сплавов для изготовления элементов кузовов грузовых поездов. Вагоностроители активно приступили к созданию железнодорожной техники из алюминия. Компания «РМ Рейл» продолжила расширять ассортимент подвижного состава из алюминиевых сплавов. В октябре 2022 года была представлена цистерна для концентрированной азотной кислоты, изготовленная из высококоррозионностойкого алюминиевого сплава. Этот вагон стал уникальным по своим характеристикам, таким как грузоподъемность, объем котла, срок службы и осевая нагрузка.
Уменьшенная толщина стенок позволила уменьшить вес конструкции и увеличить грузоподъемность. Срок службы цистерны был увеличен до 40 лет. Модель была сертифицирована и готова к массовому производству. Компания «РМ Рейл» приобрела значительный опыт в создании алюминиевых вагонов, что позволило ей начать производство вагонов для перевозки скоропортящихся грузов.
На выставке 1520 «PRO//Движение.Экспо» в Санкт-Петербурге в 2023 году был представлен вагон-термос для транспортировки скоропортящихся грузов. Кузов вагона состоит из металлического каркаса, внешней и внутренней металлической обшивки, а также теплоизоляции, включая алюминиевые элементы. Вагон-термос отличается повышенной грузоподъемностью и вместительностью.
Кроме того, было анонсировано создание вагона-рефрижератора, который должен быть представлен в 2025 году. Этот вагон предназначен для перевозки различных грузов при определенной температуре. Холодильно-обогревательная установка в вагоне способна быстро изменять температуру внутри.
Компания «РМ Рейл» также выпускает грузовые контейнеры из алюминиевых сплавов. Один из таких контейнеров предназначен для перевозки сжиженного природного газа. Его масса, объем и температурные характеристики делают его идеальным для данного вида грузов. Компания продолжает развивать новые модели контейнеров для различных видов грузов.
Изотермические вагоны и контейнеры с алюминиевыми конструкциями разрабатываются и строятся в Мордовии на производственных площадках компании «РМ Рейл». Отечественные грузовые вагоны и контейнеры из алюминиевых сплавов являются полностью российскими продуктами. Несмотря на более высокую цену, чем у аналогов из нержавеющей стали, алюминиевые конструкции продолжат использоваться в вагоностроении.
Алюминиевые вагоны могут стать ключевым элементом в перевозке тяжелых грузов в России, следуя примеру США, Китая и других развитых стран. Все это делает компанию «РМ Рейл» лидером в производстве современных и эффективных железнодорожных вагонов и контейнеров.