Металлургическая отрасль России находится на пути к полной загрузке производственных мощностей. Эксперты отмечают, что это связано с уменьшением прямых поставок станков, оборудования и электротехники из-за сокращения импорта на 15%. Однако регионы Северо-Запада не теряют оптимизма: сложности с импортом стимулировали бизнес к созданию собственных производств и, следовательно, к созданию новых рабочих мест, пишет RG.RU.
На данный момент крупным заводам Северо-Западного федерального округа не хватает собственного оборудования. Несмотря на различные программы импортозамещения, технологический суверенитет не успевает за экономическим ростом и развитием новых производств. Особенно сложная ситуация наблюдается в черной и цветной металлургии.
Экономист из Калининграда Максим Самойлов отмечает, что программы импортозамещения уже работают более двух лет, однако решить все технологические проблемы на производствах сразу физически невозможно из-за ограниченности средств, трудовых ресурсов и времени. На Северо-Западе есть предприятия, которые полностью основаны на собственном оборудовании, однако их пока еще немного. В настоящее время происходит процесс модернизации и обновления комплектующих.
По мнению экспертов, регионы по-прежнему зависят от импорта, что увеличивает стоимость производства. Поэтому одним из последних трендов становится локализация литейных заводов и предприятий по производству автомобильных комплектующих в России, а также создание новых предприятий с нуля. В долгосрочной перспективе такие проекты оказываются более выгодными, чем импорт необходимой продукции из-за границы.
Эту точку зрения разделяют и федеральные эксперты. Например, поставки машин и оборудования из Китая, одного из основных экспортных партнеров России, снизились на 15%. Китайские партнеры в настоящее время пересматривают риски при работе с российскими компаниями.
Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков рассказал, что проблемы с поставками и увеличением стоимости продукции могут возникнуть не только у металлургов, но и у строителей и сельхозпроизводителей. В электротехнике доля китайских чипов и полупроводников достигает 40%. Если полностью отказаться от прямых поставок, то стоимость конечного продукта может вырасти на 20-25%, что негативно отразится на кошельке потребителя.
Аналитики также отмечают, что несмотря на общее снижение производственных показателей в металлургии из-за замедления экспорта, паники в отрасли пока нет. Однако в долгосрочной перспективе, если не принять необходимых мер, производственные процессы будут продолжать замедляться.
Эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук добавил, что сокращение поставок китайского оборудования вызывает опасения. Промышленники будут продлевать срок службы уже действующего оборудования через текущий ремонт и замену комплектующих, что увеличит риски аварий и ухудшит качество производимой продукции. Поэтому развитие технологического суверенитета является крайне важным.
Этим вопросом занимаются и в Северо-Западном федеральном округе. В Калининградской области, например, в ближайшее время запустится собственный литейно-механический завод. Он будет построен для нужд компании «Автотор» и будет включать алюминиевый и чугунно-стальной цеха, а также цех механической обработки. Этот масштабный проект станет частью регионального кластера автокомпонентов, который будет заниматься производством электромобилей, машин с газовыми и гибридными двигателями, а также необходимых запчастей.
Завод сможет выпускать до пяти тысяч тонн цветного металла и до десяти тонн стали и чугуна в год. Для Калининградской области это значительное достижение, учитывая, что ранее все необходимые компоненты приходилось импортировать из-за границы. Благодаря новому заводу, издержки на логистику снизятся, что положительно скажется на стоимости производимых автомобилей.
Мощности нового завода не только покроют потребности автомобильного производства, но и позволят поставлять продукцию для других предприятий региона. Технический директор литейно-механического завода Александр Богородицкий подчеркнул, что планируется расширить поставки на территорию всей России.
В долгосрочной перспективе строительство заводов оказывается более выгодным, чем импорт. По такому же пути идут и в Ленинградской области, где планируется запустить завод по производству компонентов для автомобилей к концу 2025 года. Объем инвестиций в проект уже превысил 10 миллиардов рублей. На предприятии также будут работать литейные и механические цеха, с акцентом на выпуск тормозных дисков и барабанов. Если все пойдет по плану, завод сможет покрыть до 15% потребности отечественного рынка в данных компонентах.
Производство также поможет заполнить пробел, образовавшийся в Ленинградской области и Санкт-Петербурге из-за санкций, которые вынудили многих зарубежных производителей комплектующих покинуть российский рынок. Теперь места, оставленные ими, занимают отечественные компании.