Гостья нашей редакции дизайнер авторской одежды Нина Ванская (Марченко) о том, как одежда становится мощным инструментом самовыражения и влияния на психологическое состояние. Она делится своими мыслями о «Русском стиле», который сочетает традиции и современные тренды, а также о своей новой коллекции женских головных уборов, вдохновленной древнерусскими образами:
«Одежда — не просто способ прикрыть тело, это мощный инструмент самовыражения и влияния на психологическое состояние. Более того – это зашифрованное послание, которое мы отправляем миру.
Сегодня улицы городов заполонили безликие образы: черные пуховики – близнецы, рваные джинсы – клоны. По сути это — униформа, стирающая индивидуальность. Но что, если одежда может быть не просто удобной или модной, а… живой? Нести в себе историю, оберегать, вдохновлять и даже менять наше восприятие себя?
Настоящим антиподом глобальной унификации в одежде является «Русский стиль». Это особенное явление, которое сочетает в себе многовековой опыт предков и современные тренды. Наше культурное наследие так велико, богато, имеет такие мощные корни, колоссальные наработки народной творческой мысли, что может вдохновлять и питать многие поколения.
К этому неисчерпаемому, драгоценному источнику не гнушаются обращаться известные в мире высокой моды европейские кутюрье от Ива Сен-Лорана до Валентино, которые уже давно вдохновляются русскими мотивами. Почему же у нас этот стиль до сих пор остается нишевым?
В советскую эпоху традиционный костюм ассоциировался с деревней и считался чем-то устаревшим, слишком вычурным, непрактичным. Так сложился стереотип: носить народное – значит выглядеть «несовременно». Но так ли это? Мой ответ на этот вопрос – традиция не должна пылиться в музеях, она может и должна перерождаться.
Так увидела свет моя коллекция женских головных уборов, в основе которых – древнерусские образы. Это не точная реконструкция, а стилизация, созданная для современной жизни. Отправной точкой стала «новгородская шапочка» XIII–XIV веков – головной убор знатных горожанок. В ней удивительным образом сочетались: круглое донышко — символ солнца и гармонии, богатая вышивка — золотые нити, жемчуг, стеклянные бусины, закрытые уши — практичность в суровом климате, подвески — не просто украшение, но и оберег.
Эта форма покорила меня с первого взгляда своей лаконичностью, уютом и функциональностью. В новой коллекции сохранены ключевые ее элементы – круглое донышко и защита ушей. Появились и характерные особенности новых моделей: вариации отточенных пропорций, благородство цветовых сочетаний, сдержанный декор, слаженный ритм отделки, безупречное качество исполнения. Гармоничную законченность моделям придают прелестные, качающиеся на ветру кисточки. Принципиальным преимуществом коллекции является использование натуральных шерстяных тканей, природных минералов в виде бусин и бисера, а также кружев, вышивок, тесьмы, ювелирных украшений.
Эстетическая ценность шапочек сочетается с их комфортностью и удобством. Невероятно стильные и одновременно теплые, такие головные уборы буквально преображают обладательницу, создавая образ самобытный, яркий и неповторимый. Вместе с тем они практичны – подходят для города, работы, прогулок, универсальны – сочетаются с пальто, жакетом и символичны – каждая деталь отсылает к истории.
Раньше по головному убору можно было узнать статус, возраст и даже семейное положение женщины. Сегодня он говорит о другом: о связи с корнями, о любви к ручному труду, о желании носить не просто красивый аксессуар, а продолжать традиции. Когда вы надеваете такую шапочку, вы не просто защищаетесь от холода – вы становитесь частью чего-то большего, чувствуете тепло веков и понимаете, что это не просто аксессуар, а что-то родное, исконное, которая согревает не только тело, но и душу. Ведь настоящая мода – та, что не только украшает, она еще и своеобразный мост, соединяющий эстетику прошлого с современным пониманием прекрасного».
