Почти треть российских студентов выразили желание самостоятельно выбирать дисциплины для своего обучения, свидетельствуют результаты опроса исследовательско-коммуникационной платформы «Неравнодушный человек», сообщает издание «Ведомости».
Так, 26% учащихся считают важным найти баланс между аудиторными занятиями, самостоятельной работой и практическими обучающими модулями. Четверть респондентов (25%) выступают за расширение числа партнеров для прохождения практики и стажировок.
Третья группа (23%) обратила внимание на необходимость улучшения материально-технической базы и включения в расписание большего количества практикоориентированных курсов. Также 22% участников опроса хотели бы изменить формат расписания, сделав обучение более гибким по времени и месту проведения. Студенты могли выбирать несколько вариантов ответа.
Интересно, что 17% опрошенных не видят необходимости в изменениях, тогда как годом ранее таких было 13%. При этом наблюдается снижение интереса к изменению дисциплин (-4 процентных пункта), корректировке нагрузки (-4 п. п.) и расширению списка партнеров для практик (-3 п. п.). Желание гибко настраивать расписание снизилось с 27% в 2024 году до 22% в 2025-м.
Директор Физтехшколы биологической и медицинской физики МФТИ Денис Кузьмин отмечает, что если ранее основная цель студентов заключалась в получении диплома, то теперь многие задумываются о востребованных навыках и соответствии образовательной программы своим карьерным целям. Он подчеркнул, что такой сдвиг отражает зрелость системы образования, поскольку студенты начали рассматривать себя как «заказчиков» своего образования.
Однако старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Борис Илюхин предупреждает, что студенты не всегда могут правильно оценить важность тех или иных предметов. Он отметил, что создание учебной программы — это сложная профессиональная задача, требующая глубокого и системного подхода.






















