16 мая в Пятигорске прошло выездное заседание Комитета Госдумы по делам национальностей, на котором обсуждались вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики. В этом мероприятии приняли участие высокопрофильные представители, среди которых председатель комитета Владимир Иванов, атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов и председатель Комиссии по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Общественной палаты РФ Владимир Зорин. Участники сосредоточились на региональном опыте работы и роли гражданского общества в решении ключевых задач.
В своём выступлении Владимир Зорин подчеркнул, что с 2012 года государство активно продвигает идею повышения роли гражданского общества в управлении этнокультурным разнообразием страны. «Общественная палата РФ, отмечая свое 20-летие, накопила опыт работы в различных сферах, включая наблюдение на выборах и участие в важных государственных инициативах», — отметил он. Одним из недавних решений стало создание Общественно-государственного объединения «АНР», которое выступает важным элементом в управлении этнокультурными процессами, действуя как зонтичная структура для институтов гражданского общества.
Зорин также акцентировал внимание на необходимости уточнения в новой редакции Стратегии государственной национальной политики различий между российскими национально-культурными автономиями (НКА) и диаспорами, финансируемыми из-за рубежа некоммерческими организациями. «Необходима ясность и по таким вопросам, как анклавы, адаптация, ассимиляция, интеграция, толерантность и межнациональный конфликт», — добавил он. Научные институты РАН могут предоставить точные определения терминов, используемых в общественно-политическом дискурсе этнополитики, которые важно донести до лидеров общественного мнения в социальных сетях и СМИ.
Следующим важным моментом, озвученным Зориным, является акцент на концепции суверенитета, в том числе этнокультурного. Он отметил, что текущая ситуация на Украине подчеркивает значимость этой темы, и что в России необходимо закрепить уникальную модель управления этнокультурным разнообразием в общественно-политическом дискурсе.
Также в своем выступлении Зорин указал на важность пересмотра целей государственной национальной политики в свете современных угроз. «Часто на публичных мероприятиях наблюдается культивирование символики стран исхода некоторых НКА, что может способствовать нежелательным аспектам, таким как двойная лояльность и этнофаворитизм», — пояснил он.
Зорин призвал к совершенствованию системы экспертных оценок проектов общественных организаций и соблюдению баланса между межнациональными и собственно национальными мероприятиями. «Идеальный баланс сегодня — 50 на 50», — подчеркнул он. Важно также сосредоточиться на общих аспектах в сознании и культуре, которые объединяют российский народ как полиэтничную гражданскую нацию, что поможет в укреплении межнационального согласия и формировании единого национального идентичности.
Возможности для более широкого участия общественных структур в выработке решений по государственной национальной политике открываются с введением в 2024 году практики представления ежегодного государственного доклада о реализации этой политики. Общественная палата и другие организации смогут участвовать в подготовке доклада, используя механизмы консультативных совещательных органов и взаимодействия с государственными институтами.
На фоне этого стоит отметить низкий уровень знаний о прошлом в российском обществе, что вызывает серьезные опасения, особенно среди молодежи. Поляризация мнений по ключевым событиям истории может вести к конфликтам на почве исторической памяти, создавая угрозы для единства общества. Согласно социологическим опросам, существует явный запрос на объединяющие общенациональные идеи, такие как единство, сплоченность и солидарность, которые россияне считают важнейшими ценностями.
«Необходимо закрепить тот позитивный настрой, который проявился в дни празднования 80-летия Победы», — подытожил Зорин.