Налог на сверхдоходы для горно-металлургических компаний получит механизм рассрочки и ограничение в 15% выручки. Поступления оцениваются в 200 млрд рублей ежегодно. Основными плательщиками станут «Норникель» и «Полюс», а «ФосАгро» и «Русал» окажутся свободны от налога. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что с бизнесом найден компромисс.
Как сообщает «Интерфакс», поправки к Налоговому кодексу, предусматривающие введение налога на сверхдоходы для компаний горно-металлургического сектора, в редакции, поступившей в Госдуму, сглаживают последствия резких ценовых изменений для будущих плательщиков.
Как рассчитают налог
Размер налога будет определяться как произведение объёма добытого полезного ископаемого и величины превышения его средней цены в 2026, 2027 и 2028 годах над средней ценой за 2025 год. Для 2027 и 2028 годов базовая цена за 2025 год будет индексироваться с коэффициентом 1,1 и 1,21 соответственно. Если прирост цен составит менее 10%, налога не будет.
Ставки и ограничения
Ставка налога в общем случае составит 30%, для золота — 20%. Общая сумма нового налога будет ограничена 15% выручки по каждому виду полезных ископаемых за вычетом начисленного НДПИ. Налог распространяется на товарные руды чёрных металлов, цветных металлов, многокомпонентные комплексные руды, а также горно-химическое неметаллическое сырьё и полупродукты, содержащие драгоценные металлы.
Когда платить
Заплатить налог компании должны будут в 2027–2029 годах не позднее 28 апреля. Предусмотрена возможность рассрочки. Если сумма налога к уплате в 2027 году превысит 4% выручки компании от реализации полезных ископаемых, сумма в пределах этой величины подлежит уплате не позднее 28 апреля 2027 года, а сумма превышения — не позднее 28 апреля 2029 года. В отношении налога, подлежащего уплате в 2028 году, применяется аналогичный порядок с величиной, равной 5% выручки.
Кто заплатит
Основными плательщиками из публичных компаний будут «Норникель» и «Полюс». По оценкам Ахмеда Алиева из «Т-Инвестиций», для «Норникеля» сумма налога за три года составит примерно 151 млрд рублей, что эквивалентно чуть выше 7% от общей EBITDA за три года. Для «Полюса» налог ожидается за 2026 и 2027 годы, в 2028 году он может обнулиться. Общая сумма для «Полюса» за 2026–2027 годы может составить порядка 49 млрд рублей, что отнимет более 3,5% от EBITDA. «ФосАгро» и «Русал», по оценке аналитика, будут свободны от налога на протяжении всего периода, так как критерием выступает изменение цен не на конечную продукцию, а на продукты первых переделов.
Что сказал Силуанов
Глава Минфина отметил, что с бизнесом найден компромисс по налогу на сверхдоход. «Сделали так, чтобы те, у кого всплески, там их сгладили», — сказал он. Министр не прокомментировал письмо РСПП с критикой законопроекта.
Коротко: главное
-
Какая ставка налога? — 30%, для золота 20%.
-
Какое ограничение? — 15% выручки по каждому виду полезных ископаемых за вычетом НДПИ.
-
Кто основные плательщики? — «Норникель» и «Полюс».
-
Сколько поступит в бюджет? — Около 200 млрд рублей ежегодно.
-
Когда нужно заплатить? — В 2027–2029 годах, не позднее 28 апреля.
Резюме
Налог на сверхдоходы для горно-металлургических компаний получит механизм рассрочки и ограничение в 15% выручки.
Ставка составит 30%, для золота — 20%.
Основными плательщиками станут «Норникель» и «Полюс», «ФосАгро» и «Русал» окажутся свободны от налога.
Поступления оцениваются в 200 млрд рублей ежегодно.
Силуанов заявил о найденном компромиссе с бизнесом.
Материал подготовлен изданием «Техносуверен» (technosuveren.ru).
Дата публикации: 5 октября 2026 года.





















