На Итоговом форуме «Сообщество» в кластере «Ломоносов» в Москве обсудили вопросы, проблемы и перспективы инженерного образования.
Интерес ребёнка к техническому образованию важно заметить и начать развивать как можно раньше. Такое мнение на форуме «Сообщество» высказала член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки, первый проректор Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) Наталия Молоткова.
«Мы наблюдаем снижение мотивации к освоению сложных, но интересных инженерных специальностей среди молодёжи, – отметила она. – Поэтому важно вовлечение в раннюю профориентацию, чтобы ребята понимали, кем они будут работать, в каком университете они могут получить профессию».
Чтобы развивать интерес к техническим специальностям в детстве, при ТГПУ, например, действует дошкольная академия естественных наук, рассказала Наталия Молоткова. Также она отметила, что важно поддерживать инженерные классы и сотрудничающие с техническими вузами школы.
Главный конструктор по перспективным разработкам «ОКБ им. А. Люльки» – филиала ПАО «ОДК-УМПО» Андрей Мухин рассказал, что раньше для предприятия было проблемой привлечь молодых специалистов. Теперь ситуация изменилась. Современные студенты учатся и начинают карьеру иначе. Они защищают командные дипломы и даже проходят групповые собеседования.
«Нам иногда тяжело их понять, они по-другому проходят к работе. Приходят на собеседования сразу всей командой. Мы готовы принимать целые группы с проектами и развивать их. Коммуникация – важный навык для инженера. Новые технологии сегодня не создать в одиночку», – добавил Мухин.
Образование, наука и производство должны быть взаимно интегрированы, отметила Наталия Молоткова.
«Сегодняшний инженер, не рождая новые проекты и не понимая, как работать в команде, не способен к выполнению миссии технологического лидера. Потому что важна не только идея, но и воплощение. Любое техническое образование должно носить практико-ориентированный характер», – подчеркнула она.
Участники форума говорили и о перспективах развития технических направлений в целом.
«Мы должны перейти от задач технологического суверенитета к задачам технологического лидерства», – подчеркнул председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, ректор Московского авиационного института (МАИ) Михаил Погосян.
Для этого необходимо не только готовить инженеров под запрос работодателей, но и делать стратегический долгосрочный кадровый прогноз. То есть понимать, какие специалисты понадобятся через несколько лет.
«Например, по мере реализации программы развития гражданской авиации, понадобится большое количество специалистов по эксплуатации для российской техники», – отметил Михаил Погосян.
Он рассказал, что вуз МАИ уже обучает специалистов по искусственному интеллекту. Но не в рамках целевого набора – работодателей такого запроса не поступало.
Для достижения высоких результатов также важно вести научную работу в вузах, вовлекать университетское сообщество в решение актуальных для экономики задач. Кроме того, важно, чтобы уже действующие специалисты регулярно повышали квалификацию.