16 мая в рамках второго дня Всероссийского Форума-выставка «ГОСЗАКАЗ» на дискуссии «Корпоративные закупки: практика и перспективы» эксперты обсудили варианты, необходимые в работе в рамках 223 Федерального закона, сообщила пресс-служба.
223 Федеральный закон, которым пользуются в хозяйственной деятельности госкорпорации и компании с государственным участием, оставляет варианты в выборе методов закупок, способов их планирования, контроля за целесообразностью, ценовой устойчивостью и эффективностью исполнения контрактов. Многие из этих наработок заслуживают масштабирования, в том числе на сектор государственных закупок.
«Мы сталкиваемся с тем, что российские поставщики, даже обладая компетенциями по выпуску отечественной продукции, не выходят на рынок закупок. Основной запрос от поставщиков – это долгосрочные правоотношения. Однако у заказчиков недостаточно развит институт планирования. На возможностях долгосрочного планирования негативно сказывается отсутствие прозрачного регулирования в ценообразовании, предсказуемых последствий и полномочий по изменению цены, в том числе под влиянием рыночных факторов», – поделилась Диляра Баширова, директор по закупкам ДОМ.РФ.
Спикер отметил, что ценообразование российских производителей непублично. Мы не всегда понимаем, как складывается их ценник. Из-за санкций эта информация стала еще более закрытой.
В частности заслуживают внимания механизмы проверки контрагентов и подтверждения их квалификации; опыт заключения и исполнения долгосрочных договоров; практика применения аккредитивов и эскроу в сфере закупок. Об этом рассказала Татьяна Сатюкова, старший управляющий директор – директор департамента торгового финансирования Сбербанка России.
«На активное взаимодействие с корпоративным сектором мы вышли только после санкций 2022 года. Со стороны корпоративных заказчиков есть запрос в рамках трех технологических трендов. Это цифровая трансформация систем закупок, централизация и автоматизация закупочной деятельности, ЕНСИ нормализация номенклатуры», – отметила Наталья Зейтениди, генеральный директор БФТ-Холдинга.
Одна из тем, которую подняли участники дискуссии – это возможности унификации корпоративных реестров надежных поставщиков. Примечательно, что крупные корпоративные заказчики при анализе контрагентов выходят далеко за рамки информации, которая обычно указывается в ЕИС. Фактуру таких данных могут составлять не только данные о проверке контрагентов. Их можно синтезировать из сторонних источников: судебные решения, лицензии, разрешения, сведения об опыте исполнителя, данные технического аудита, данные субподрядных организаций, которые уже работали с контрагентом; индексы деловой репутации. Косвенно о поставщике свидетельствует портфель проектов, задействованный персонал, данные претензионной работы.
В диалоге также подняли вопрос о пересмотре приоритетов ценового снижения в закупках в пользу других критериев эффективности. Успешный опыт корпоративных заказчиков по 223-ФЗ доказывает, что такая точка зрения вполне имеет право на существование.