Поезд типа А — первопроходец московского метро, которому исполнилось 90 лет, продолжает хранить историю подземного транспорта столицы в своем неприхотливом и одновременно сложном характере. Этот уникальный подвижной состав, прославившийся первым рейсом по только что построенной линии в 1934 году, ныне остается редким памятником техники, сохранившимся в депо «Измайлово» и периодически выходящим на экскурсионные маршруты.
Первый электропоезд московского метро, именовавшийся типом А, символизирует начало новой эры городской мобильности. До 1970-х годов поезда обозначали буквами, и лишь позже появились привычные пассажирам неофициальные прозвища, такие как «Яуза» или «Ока». Изначально состав состоял из четырех вагонов, но из-за возросшего спроса их количество увеличилось до шести. По словам Дмитрия Аксенова, начальника Центра исторической памяти Народного музея метрополитена, на сегодняшний день сохранилось три вагона этого исторического состава. Он отмечает, что сиденья первых вагонов были набиты конским волосом, что обеспечивало мягкость посадочных мест, в отличие от более жестких диванов, появившихся после войны с пружинным наполнением. Современные стандарты комфорта с пружинами в сиденьях и другими материалами появились значительно позже.
Вместимость одного вагона типа А составляла около 250 человек летом и 200 зимой — показатели, близкие к современным. Максимальная скорость поезда достигала 60 километров в час, при этом плавность хода обеспечивалась значительным весом состава — около 55 тонн. Для сравнения, современные поезда весят примерно вдвое меньше — около 27 тонн, компенсируя это за счет технологических решений, повышающих комфорт пассажиров.
Интерьер вагонов сохраняет атмосферу времени. В салоне отсутствуют привычные пластиковые панели — их заменяют желтая прессованная бумага, известная как линкруст, и деревянные элементы отделки. Освещение обеспечивается лампами накаливания, создавая мягкий свет. Связь с машинистом в первоначальной комплектации отсутствовала, как и громкоговорители для объявлений станций, которые начали устанавливаться только в 1960-х годах. Зато пассажирам была доступна система стоп-кранов, характерная для первых партий поездов типа А, однако от нее вскоре отказались из-за частых ложных срабатываний — как правило, по ошибке или в результате хулиганских действий.
Уникальной особенностью поезда являются окна, которые открываются вниз примерно на половину, что обеспечивает естественное проветривание салона. Дополнительную вентиляцию создает движение состава по узким тоннелям: поезд действует как поршень, вдавливая воздух внутрь вагона. Это особенно актуально в отсутствие современных систем кондиционирования.
Состав типа А эксплуатировался с момента открытия метро в 1934 году и до середины 1970-х, работая на Сокольнической (ранее Кировско-Фрунзенской) и Арбатско-Покровской линиях. Со временем рост пассажиропотока и требования к частоте рейсов сделали эксплуатацию таких поездов невозможной, и они были сняты с маршрутов.
Тем не менее, уникальный поезд сохраняется как памятник истории столичного метро и продолжает обслуживаться в депо «Измайлово». Простота конструкции и отсутствие сложной электроники способствуют долговечности состава, а регулярные экскурсионные рейсы помогают сохранять его в рабочем состоянии, не допуская застоя агрегатов.
Над управлением поездом, созданным в середине XX века, до сих пор работают только опытные машинисты, поскольку особенности конструкции требуют специальных навыков.
В столичном метро машинисты осваивают управление разными типами поездов, причем каждый требует особого подхода. Дмитрий Аксенов рассказывает, что обучение управлению каждым типом подвижного состава приходится проходить практически заново. Если освоена старая модель поезда, то с новой, где большинство процессов автоматизированы, разобраться легче. Однако переход на устаревшую модель, например, вагон типа А, значительно сложнее. В таком поезде все переключения выполняются вручную, что требует высокой концентрации и собранности. Тем не менее, несколько машинистов смогли овладеть навыками управления ретропоездом, и теперь только они управляют этим уникальным составом.
Прокатиться на ретропоезде можно во время ночных экскурсий.