Культурно-досуговые учреждения в России традиционно играли роль «третьего места», где люди могли собираться, общаться и развивать свои таланты. В прошлом они носили названия народных домов, клубов и красных уголков. На рубеже прошлого века в стране существовало более 80 000 таких учреждений, однако к 2023 году их число сократилось до 40 000.
Ольга Мигина, руководитель Дома культуры «Темп», подчеркивает, что концепция «третьего места» предполагает создание комфортной атмосферы для самовыражения. «Мы стремимся, чтобы каждый посетитель чувствовал себя уютно и нашел что-то интересное для себя. В нашем Соседском центре проводятся добрососедские вечеринки, а также различные мастер-классы и лекции», — рассказывает она.
Согласно мнению Олега Питецкого, доступ к сервисам таких учреждений способствует созданию районных сообществ и повышению культурного уровня жителей. «Люди объединяются в совместной творческой деятельности, что позволяет им вносить вклад в развитие своего района», — добавляет он.
Современные дома культуры также уделяют внимание сохранению культурного наследия. Ольга Мигина говорит о важности выставок, концертов и театральных постановок для поддержания связи с традициями. В их «Ремесленном дворике» проводятся мастер-классы по различным видам декоративно-прикладного творчества.
Важной задачей современных ДК является и терапевтическая функция, которая особенно актуальна для людей трудоспособного возраста. Антистресс-программы, такие как йога звука и занятия гончарством, помогают жителям отвлекаться от повседневных забот и поддерживать психологическое здоровье.
Привлечение молодежи также стоит в числе приоритетов современных культурных центров. Олег Питецкий отмечает, что многие из них работают по устаревшим программам, поэтому необходимо развивать новые направления, такие как диджитал-дизайн. Это поможет соответствовать современным запросам общества и адаптироваться к изменяющимся культурным реалиям.
В последние годы концепция домов культуры в России претерпела значительные изменения. Если еще 10-15 лет назад эти заведения ассоциировались с советским прошлым и находились в состоянии «летаргического сна», то сегодня они становятся центрами культурной жизни, привлекая людей разных возрастов и интересов. Важную роль в этом процессе играет ребрендинг и создание уникальной визуальной айдентики.
Алексей Баранов, практикующий арт-директор и член Союза Дизайнеров России, отмечает, что возвращение к ценностям, заложенным в концепцию домов культуры, особенно актуально в современном обществе. «Мы реализовали масштабный проект по перезапуску всех домов культуры в Карачаево-Черкесии. Дворец культуры машиностроителей в Воронеже и ДК в Железногорске также были реконструированы и смогли вписаться в современную реальность», — говорит Баранов.
Не только крупные города, но и небольшие населенные пункты испытывают необходимость в обновлении своих культурных пространств. Часто модернизации таких объектов помогают осуществлять местные бизнесы. Например, Новолипецкий металлургический комбинат открыл Корпоративный университет на базе Дворца культуры металлургов, что стало важным шагом в развитии образовательных инициатив.
Олег Питецкий, куратор конкурса «Фабрика дизайна 3.0» и управляющий партнер агентства территориального развития «Свечение», подчеркивает, что восстановление роли домов культуры сейчас не менее актуально, чем много лет назад. «Мы анализировали, какие шаги по развитию городской ткани необходимо осуществить, и стало очевидным, что новые сервисы и платформы значительно упрощают эту задачу», — отмечает Питецкий.
Концепция «третьего места», предложенная социологом Рэем Олденбургом, стала основополагающей для многих современных домов культуры. Директор ДК «Темп» в Алтуфьево, Ольга Мигина, рассказывает о важности создания пространства для общения: «Наш ДК выполняет множество функций и является местом встреч людей с общими интересами».
В 2022 году в Москве произошла масштабная реорганизация культурных учреждений, что позволило объединить библиотеки и культурные центры в новые форматы. Это еще один шаг к улучшению доступности культурных услуг и созданию комфортных условий для общения и обмена идеями.
Дома культуры вновь становятся центрами общественной жизни, способствуя развитию городской среды и объединяя людей. Благодаря модернизации и активному участию как бизнеса, так и местных жителей, они обретает новую жизнь, подтверждая свою значимость в современном обществе.
В культурной сфере наблюдается тенденция адаптации к запросам молодежи, и организации стремятся предложить что-то новое и необычное. Ольга Мигина подчеркивает важность гибкости в подходе к проведению мероприятий, предлагая интерактивные форматы, такие как музыкальные вечера, где зрители могут активно участвовать. Внедрение цифровых технологий и создание фотозон также становятся ключевыми элементами в привлечении молодежной аудитории.
Создание собственной айдентики и визуального имиджа играет решающую роль в коммуникации с молодыми людьми. Алексей Баранов отмечает, что успешный брендинг помогает наладить качественную связь с аудиторией и изменить стереотип о консервативности культурных учреждений. Он подчеркивает, что современное культурное пространство с уникальным стилем может активно заявлять о себе в социальных сетях, тем самым привлекая внимание.
Имидж культурного центра становится отражением его миссии. Елена Бахтина говорит о том, что визуальная айдентика должна быть современной и функциональной, включая яркие цвета и минимализм. Такой подход позволяет выделиться на фоне окружающей застройки и делает центр заметным элементом района. Также важными аспектами проектирования являются доступность для всех категорий населения, безопасность, экологическая устойчивость и комфортное освещение.
Для тех, кто не располагает ресурсами на профессиональный брендинг, Баранов предлагает обращаться к студентам, которые могут с радостью заняться разработкой айдентики в рамках своих учебных проектов.
Елена Бахтина, эксперт в области культуры, в своем выступлении поделилась наблюдениями о трансформации домов культуры в современных условиях. Она отметила, что за последние годы общественное отношение к таким учреждениям заметно изменилось. По ее словам, многие дома культуры были переименованы в культурные центры, прошли капитальный ремонт и стали более привлекательными для жителей.
«Жители уже проявляют к ним активный интерес», — подчеркивает Бахтина. Она добавила, что повысить этот интерес можно, создавая комфортные условия и обеспечивая высокий профессиональный уровень коллективов. Важными аспектами являются разнообразие мероприятий для всех возрастов и предоставление дополнительных услуг.
Елена также отметила, что во многих культурных центрах сегодня функционируют кафе, где родители могут отдохнуть, ожидая детей с занятий. Кроме того, в таких учреждениях организуются лектории и детские игровые зоны. Бахтина подчеркнула важность сотрудничества с социальными и бизнес-сообществами для активного развития культурной среды. «Наши двери открыты для самых разных культурных проектов», — заключила она.