Оценки инвестиционного климата в промышленном секторе по итогам 2023 года достигли беспрецедентно высокого уровня, установив рекорд за последние девять лет. Такие данные следуют из результатов масштабного пилотного опроса, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ среди более 1000 инвестиционно-активных промышленных предприятий из 30 регионов России.
Впечатляющие 82% респондентов дали инвестиционному климату в 2023 году оценку «выше удовлетворительного», что на 5 процентных пунктов превышает показатель предыдущего года. Лишь 18% охарактеризовали его как «неудовлетворительный» — соответствующее снижение на 5 пунктов. За последнее девятилетие доля недовольных инвестклиматом респондентов сократилась более чем вдвое — с 42% до нынешних 18%.
Эксперты отмечают некоторый рост инвестиционной активности в прошлом году, о котором сообщили свыше трети (34%) руководителей опрошенных предприятий. 20% зафиксировали ее снижение, а 46% заявили, что она осталась на прежнем уровне. В ИСИЭЗ подчеркивают, что прогнозы на 2024 год «подтверждают наличие потенциала и планов развития, в том числе в части наращивания капиталовложений в цифровое и технологическое развитие». 35% руководителей намерены в этом году увеличить инвестиционную активность, 7% — снизить, а 58% — сохранить текущие темпы.
Сальдо оценок инвестактивности предприятий в сфере цифровизации и технологического развития (разница между долями респондентов, отметивших рост и падение показателя) более чем удвоилось, составив +12% против +5% годом ранее. Капиталовложения выросли на 18% производств против 16% в 2022 году, сократились — на 6% против 11%, а на 70% предприятий остались прежними (63% в 2022 году). Опросы также продемонстрировали усиление зависимости производственных процессов от цифровых технологий по сравнению с предыдущим годом — 20% против 15%.
Любопытно, что 15% опрошенных руководителей оценили степень «технологического суверенитета» своих предприятий как «высокую». 62% охарактеризовали его как «средний», 16% — как «низкий», а 7% заявили о его полном отсутствии. При этом об отсутствии или низком уровне «суверенитета» чаще сообщали производители одежды, текстильных изделий, бумаги и бумажной продукции.