В последние годы в Арктике нарастает интерес к проектам по развитию портовой инфраструктуры. Арсений Митько, президент Арктической общественной академии наук и доцент ВНИИМ, в своей статье на «Арктика сегодня» акцентирует внимание на высоких рисках и препятствиях, связанных с реализацией таких проектов, однако отмечает, что растущая роль Северного морского пути может «оживить» часть из них.
Одним из наиболее перспективных проектов является создание глубоководного района порта Архангельск, который долгое время оставался на стадии обсуждения. По словам Игоря Мураева, заместителя председателя правительства Архангельской области, работа над инвестиционной декларацией уже началась, и планируется представить её в Росморречфлот в начале 2025 года. Этот проект может значительно увеличить грузовые потоки в регионе и привлечь инвестиции.
Еще один проект, который вновь привлёк внимание — порт Беломорск в Карелии. После длительного молчания, в ходе Петербургского международного экономического форума была сформирована рабочая группа для его проработки. Ожидается, что новый терминал сможет обработать до 10 миллионов тонн грузов в год.
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис в ноябре 2024 года сообщил о планах строительства нового терминала с мощностью до 30 миллионов тонн в год. Для реализации этого проекта уже выделен земельный участок, создано юридическое лицо, подписаны необходимые соглашения. Важным аспектом является то, что терминалу будут предоставлены налоговые льготы, а также будет оказано содействие в транспортировке грузов по железной дороге.
Преимуществом нового терминала станет его прямой выход на Северный морской путь (СМП), что позволит улучшить логистику и увеличить объемы перевалки грузов. Однако существуют и риски: недостаточная провозная способность железнодорожных подходов может привести к сбоям и задержкам. Кроме того, навигация по СМП, особенно в восточном направлении, потребует наличия балкерного флота ледового класса и ледокольной проводки.
В России продолжается активное развитие портовых мощностей, однако по-прежнему наблюдается дефицит специализированных терминалов для различных грузов, таких как зерно, удобрения, руда и сжиженный природный газ (СПГ). Этот дисбаланс обусловлен рекордными объемами производства, особенно в сфере удобрений и зерна, где Россия в 2024 году заняла первое место в мире по экспорту. Ранее значительная часть грузов переваливалась через порты Украины и Прибалтики, что также повлияло на ситуацию.
Среди текущих проектов по расширению портовых мощностей можно выделить «Порт Фавор» для удобрений, «Ультрамар» и «Новотранс» в Усть-Луге, Балтийский балкерный терминал в Санкт-Петербурге, а также терминалы «ЭльгаУголь» и «Металлоинвест» в Новороссийске. Кроме того, продолжается развитие зерновых терминалов группы «Деметра» и контейнерных мощностей Владивостокского порта группы «ФЕСКО», а также терминалов группы «Дело».