В Санкт-Петербурге, в пространстве «Точки кипения» ГУАП, состоялось заседание Экспертного совета при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Мероприятие собрало ведущих специалистов, ученых и представителей власти, чтобы обсудить ключевые направления развития системы образования в контексте текущих национальных приоритетов и глобальных трендов.
В ходе заседания председатель Совета, заместитель директора Института образования Высшей школы экономики Илья Коршунов, отметил: «Мы проводим наше собрание в уникальный момент, когда утверждены основные программы развития, и ясны основные национальные и федеральные проекты. Важно, чтобы работники и сотрудники образовательных учреждений чувствовали вдохновение и мотивацию для внедрения этих изменений. Мы должны уделять внимание не только технологическим аспектам, но и духу профессионалов, их внутренней мотивации и приверженности к инновациям».
Это подчеркивает важность внутренней мотивации педагогов и административного состава, ведь именно человеческий фактор определяет качество образовательных процессов. Коршунов подчеркнул, что современные реформы требуют не только освоения новых технологий, но и изменения отношения к профессиональной деятельности, что особенно актуально в условиях быстрого технологического прогресса.
На протяжении дискуссии было обозначено, что подготовка кадров по приоритетным направлениям должна стать одним из ключевых элементов стратегии развития системы образования. Евгений Сжёнов, сопредседатель Совета, руководитель аналитического центра «Научно-образовательная политика», заострил внимание на необходимости четкой систематизации целей: «Большие смысловые ориентиры уже расставлены. Мы понимаем, к чему стремимся, и у нас есть конкретные показатели по подготовке кадров. Важно определить приоритетные области и наладить сотрудничество между регионами, федеральными структурами и бизнес-сообществом, чтобы эффективно реализовать задачи, заложенные в национальных проектах».
Сжёнов подчеркнул, что одна из главных проблем — дисбаланс в понимании смыслов и целей стратегий. Он отметил, что зачастую университетские коллеги сталкиваются с отсутствием ясности при реализации дорожных карт, что ведет к размыванию целей и утрате идентичности вузов. Он указал на необходимость обмена практиками, укрепления связей и внедрения эффективных технологий в образовательную деятельность.
Также было подчеркнуто, что роль государства в реализации проектов и контроле за их выполнением крайне важна. «В национальных проектах заложены контрольные точки, к которым мы должны прийти. Но зачастую у руководителей высших учебных заведений отсутствует четкое понимание смыслов и правильных практик, что вызывает дисбаланс между ожиданиями студентов, работодателей и реальными возможностями вузов», — констатировал Евгений Сжёнов.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, Ксения Горячева, выразила свою поддержку и добавила: «Технологии развиваются быстрее, чем человек успевает адаптироваться. В недавних обсуждениях мы говорили о важности внедрения адаптивных и гибких методов обучения. Это предполагает, что педагог остается ведущей фигурой в образовательном процессе, а искусственный интеллект выступает лишь как вспомогательный инструмент. Главное — чтобы у преподавателей была возможность формировать учебные планы, ориентируясь не на отстающих, а на актуальные и перспективные направления развития».
В ходе обсуждения актуальных вопросов развития высшего образования в России прозвучали важные высказывания от ведущих экспертов. Заместитель генерального директора CUSTIS Ирина Гордина отметила, что сегодня университетам необходимо переосмыслить свою образовательную политику, сосредоточившись не только на глубине знаний, но и на широте возможностей для сочетания различных специализаций. Она подчеркнула необходимость внедрения сетевых программ и дополнительных профессиональных образований для подготовки специалистов, соответствующих быстро меняющимся требованиям рынка. По её словам, без своевременных мер рискует пострадать и научная, и технологическая, и молодежная сферы.
Ректор СПбГУАП Юлия Антохина добавила, что главная задача — достижение технологического суверенитета, который, в свою очередь, приводит к лидерству. Она указала, что для этого необходимо опираться на три основных элемента — кадры, технологии и финансирование, — однако современные технологии, такие как нейронные сети и ИИ, ускоряют эти процессы и требуют быстрого реагирования. Важность показателя трудоустройства по специальности, по её мнению, не должна быть единственным критерием оценки качества подготовки, поскольку система образования претерпевает кардинальные изменения по сравнению с прошедшими десятилетиями.
Дискуссия показала, что развитие системы высшего образования находится в стадии поиска баланса между технологическим прогрессом и человеческим фактором. Участники подчеркнули необходимость укрепления связей между университетами, госструктурами и бизнесом, а также важность четкой стратегии и понимания целей реформ.
В целом, заседание продемонстрировало высокую степень осведомленности экспертов о текущих вызовах и необходимости совместных усилий для создания эффективной системы подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени. Такие встречи способствуют обмену лучшими практиками и формированию общего вектора развития российского образования, что особенно актуально в условиях динамичных изменений в глобальной и национальной сферах.