Научно-технологический университет «Сириус» представил результаты исследования, которое выявило связь между глазодвигательными стратегиями и навыками чтения у подростков. Используя метод анализа траекторий движений глаз, ученые выделили две группы зрительных стратегий. Оказалось, что успешные читатели совершают более длинные и уверенные движения глаз, в то время как подростки, испытывающие трудности в понимании текста, тратят больше времени на каждое слово и часто возвращаются к уже прочитанному. Эти различия становятся особенно заметными при повторном чтении, когда успешные читатели демонстрируют лучшее понимание смысла.
Исследование, опубликованное в журнале Intelligence, стало возможным благодаря поддержке Российского научного фонда. Умение осмысленно воспринимать прочитанное имеет критическое значение для успеха ребенка в школе. Процесс чтения не сводится лишь к механическому движению глаз по строкам; он предполагает использование специфических паттернов, которые могут изменяться в зависимости от сложности текста и умственных усилий читателя.
Ученые из Научного центра когнитивных исследований «Сириуса» применили метод анализа сканпасов для изучения чтения подростков. Выяснилось, что у детей с лучшими навыками чтения наблюдается меньшая фиксация на отдельных словах и редкие возвраты к ранее прочитанным фрагментам. В противоположность этому, участники с более низким уровнем понимания текста демонстрировали длительные фиксации на отдельных словах и частые регрессии — возвращения к предыдущим частям текста.
Один из ключевых параметров, использованных в исследовании, — это фиксация глаз, которая отражает момент, когда глаза останавливаются на слове или фразе для восприятия информации. Чем больше продолжительность фиксации, тем сложнее воспринимается текст. Также был введен критерий саккад — быстрых движений глаз между фиксациями. Результаты показали, что успешные читатели выполняют более длинные и точные саккады, что позволяет им захватывать больше информации за одну фиксацию.
Существует мнение, что читатели с разными уровнями навыков используют различные стратегии. Однако исследование «Сириуса» продемонстрировало, что как «медленные», так и «быстрые» читатели проявляют схожую активность глаз в процессе первого чтения. Тем не менее, при повторном чтении обнаруживаются значительные различия: читатели, которые испытывают трудности, чаще возвращаются к словам для их лучшего понимания. Ученые полагают, что это может быть связано с объемом рабочей памяти — функцией сознания, позволяющей временно хранить и обрабатывать информацию.
Это исследование открывает новые горизонты для разработки методов, которые помогут детям и подросткам с трудностями в чтении улучшить свои навыки, предлагая новые подходы и упражнения.
В исследовании, проведённом психофизиологами, были выявлены интересные особенности движений глаз участников при повторном чтении текстов. Ученые отмечают, что разница в глазодвигательных паттернах может быть связана с заданием, которое они выполняли. Участники заранее знали, что после каждого параграфа им предстоит задание на припоминание слов, что, вероятно, изменило их стратегию чтения, особенно у менее опытных читателей. Исследование показало, что читатели из «медленной» группы могли компенсировать меньший объём рабочей памяти, чаще перечитывая текст.
Учёные намерены провести аналогичные исследования с использованием другого материала для чтения, поскольку на восприятие текста влияют не только индивидуальные способности читателя, но и тематика и стиль самого текста. В рамках текущего проекта уже собрана большая выборка подростков, читающих тексты различных жанров в более естественных условиях, чтобы минимизировать влияние экспериментальных заданий на их поведение.
«Детальное изучение глазодвигательного паттерна при чтении важно как для фундаментальных исследований когнитивных процессов, так и для практического применения. Понимание стратегий чтения может лечь в основу упражнений, направленных на улучшение навыков чтения у подростков, испытывающих трудности», — комментирует Александра Берлин Хенис, старший специалист Научного центра когнитивных исследований университета «Сириус».
Она также упомянула методики EMME (eye movement modeling examples), которые используют в обучении читателей, испытывающих трудности. Участникам предлагается «смотреть» так, как это делает более успешный читатель, что позволяет им тренировать навыки «правильного смотрения». Хотя авторы проекта не считают, что можно точно скопировать эти подходы для разработки эффективной интервенции, сам принцип изучения взглядов успешных читателей может стать основой для будущих упражнений.