В последние годы интерес к редкоземельным металлам (РЗМ) значительно возрос, и Россия имеет все шансы занять ключевую позицию на мировом рынке. Однако, для этого необходимо развивать добычу, внедрять современные технологии и создавать инфраструктуру. Какие регионы АЗРФ обладают потенциалом для добычи РЗМ? Каковы перспективы использования новых экологичных технологий? И нужна ли отдельная программа для Арктики? Об этом и многом другом размышляет в своём материале Александр Воротников, член экспертного совета медиахолдинга «ТЕХНОСУВЕРЕН», координатор Экспертного совета ЭЦ ПОРА (Проектный офис развития Арктики) и доцент Института общественных наук Президентской Академии РАНХиГС.
В каких регионах АЗРФ возможна добыча редкоземельных металлов?
На сегодняшний день все известные месторождения РЗМ сосредоточены в основном в двух регионах АЗРФ: Мурманской области и Республике Саха (Якутия). Добыча в данный момент ведется исключительно в Мурманской области, однако вскоре ожидается начало работ в Якутии на месторождении Томтор. Для этого необходимо решить вопросы транспортной доступности и внедрить новые технологии обогащения и разделения РЗМ. Также в АЗРФ имеется месторождение рения — редкого металла, используемого в авиации и космонавтике. Оно удобно расположено в Баимской рудной зоне, где уже ведется строительство горно-обогатительного комбината и необходимой инфраструктуры. Тем не менее, следует отметить, что Российская Арктика недостаточно изучена геологически, и необходимо увеличить объем геологических исследований, чтобы закрыть все «белые пятна». Современные технологии позволяют привлекать иностранные компании, например, из США, что может стать основой для проектов государственного частного партнерства (ГЧП), расплачиваясь за услуги сырьем и продукцией, полученной в ходе реализации проектов. Это также может вызвать интерес со стороны США. Работы в рамках национальных и федеральных проектов способны значительно увеличить запасы и добычу редкоземельных металлов в Арктике.
Существуют ли в России современные и экологичные технологии для добычи?
Отметим, что горнодобывающий комплекс в стране страдает от технологической отсталости, что приводит к значительным потерям минерального сырья при добыче и переработке. Например, на Ловоозерском ГОК по-прежнему используются технологии, разработанные в советское время. Для удовлетворения растущих потребностей экономики и экспорта РЭМ-содержащей продукции необходимо внедрение новых технологий. Одной из таких перспектив может стать использование биотехнологий для извлечения РЗМ из руды. В 2018 году группа под руководством Джозефа Котруво из США обнаружила белок, который связывается с атомами лантаноидов. Эксперименты показали, что этот белок способен выделять редкоземельные элементы из смесей, с которыми не справляются традиционные методы. Однако необходимо провести дальнейшие исследования для улучшения его селективности. Данная работа может быть организована в рамках нового национального проекта «Биоэкономика», который уже реализуется в Кольском научном центре РАН. Одна из ключевых проблем в производстве РЭМ в России — это отсутствие полной производственной цепочки: от добычи до переработки и разделения на отдельные компоненты. В настоящее время разделение происходит в Эстонии на бывшем российском предприятии, поэтому необходимо создать аналогичное производство в России для выхода на зарубежные рынки.
Нужна ли отдельная программа по добыче редкоземельных металлов в Арктике или достаточно федеральной программы, предусмотренной в нацпроекте?
Федеральный проект «Развитие отрасли редких и редкоземельных металлов», который будет реализовываться в рамках нацпроекта «Новые материалы и химия», способен полностью решить задачи по развитию отрасли и добыче редких и редкоземельных металлов. Отдельная программа для Арктики не требуется, так как это может привести к разрозненности усилий, созданию разных структур и, в конечном итоге, к ведомственной неразберихе. Оптимальным решением будет проводить регулярные межведомственные совещания для мониторинга выполнения проекта и выявления необходимых изменений.
Какая дополнительная инфраструктура необходима для транспортировки РЗМ из арктических регионов?
Добытую руду с редкоземельными металлами, например, из Якутии, можно доставлять в красноярский порт Хатанга с последующей перевалкой в Дудинке для переработки и производства готовой продукции на ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова» (ОАО «Красцветмет»). Это потребует создания всей необходимой производственной инфраструктуры на Красцветмете, а также модернизации устаревшего порта Хатанга. Необходимо проводить дноуглубительные работы и строить новые причальные стенки. Аналогичная работа должна быть выполнена в порту Дулинка. Учитывая объем перевозимого концентрата, потребуется не только новые суда, но и ледоколы, буксиры и танкеры. Важно создать полноценную инфраструктуру, которая также может стать компонентом программы развития Северного морского пути, находящегося под управлением Росатома.
Возможно ли использовать СМП для этих целей?
Северный морской путь (СМП) может сыграть важную роль в транспортировке редкоземельных металлов. Также необходимо учитывать возможность поставок концентрата РЗМ для переработки в Китай, учитывая недостаток перерабатывающих мощностей в России. Кроме того, возможны поставки концентрата РЗМ в США, где перерабатывающая промышленность хорошо развита. Для США такие поставки будут важны, поскольку редкоземельные элементы используются в более чем 200 продуктах, включая сотовые телефоны, современные телевизоры, электрические и гибридные автомобили, а также в оборонной промышленности. Рынок редкоземельных металлов продолжит расти, так как они необходимы для создания центров обработки данных и расширения применения технологий искусственного интеллекта. Это направление становится приоритетным для США, что подчеркивал и Дональд Трамп.