Киноиндустрия России готовится к значительным изменениям в 2025 году, а Минкульт России утвердил новые приоритетные направления для поддержки фильмов. В этом году акцент сделан на сохранение традиционных ценностей, научные открытия, достижения в области технологий и популяризацию института семьи. Также будут поддержаны проекты, посвященные русскому театру, традициям коренных народов, а также фильмы о спецоперации на Украине и Великой Отечественной войне.
По итогам отбора в конце 2024 года, Минкульт выделил финансирование для 46 игровых проектов. Среди наиболее ожидаемых работ — дебютная драма Клавдии Коршуновой «Ваня», в которой Юрий Борисов исполнит роль деревенского мальчика, стремящегося найти своего отца в Москве. Также стоит отметить драму Николая Хомерики «Тик-так», рассказывающую о семейной паре на грани развода в преддверии Нового года, и дебютную социальную драму Никиты Грушина «Новый дом» с Евгением Цыгановым в главной роли.
Фонд кино 9 января сообщил о поддержке производства тринадцати фильмов в 2025 году, среди которых «Буратино» — семейная картина Игоря Волошина, в которой главный персонаж будет оживлен с помощью датчиков и CGI-технологий. Также ожидаются драмы «Битва моторов» Ильи Маланина и биографический фильм «Первый на Олимпе» о двукратном чемпионе по академической гребле Юрии Тюкалове. Запланированы съемки и второй части «Волшебника Изумрудного города» под названием «Злая ведьма».
Первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, народный артист России Николай Бурляев, в интервью «Парламентской газете» отметил, что стоит ожидать новых интересных документальных фильмов, благодаря увеличенной господдержке неигрового кино. Он подчеркнул успешный прокат таких картин, как «Святой архипелаг» и «Боже! Чувствую приближение Твое», и уверен, что акцент государства на качественные документальные фильмы является верным шагом.
Павел Шведов также добавил, что увеличение финансирования анимационного кино связано не только с инфляцией, но и с необходимостью создания более качественных произведений, что, в свою очередь, может привести к росту количества заявок от авторов.
Министерство культуры России в 2025 году планирует значительное перераспределение средств на поддержку кинопроизводства, сосредоточив внимание на документальном и анимационном кино, что, по мнению многих экспертов, может привести к интересным изменениям в отечественной киноиндустрии. Это решение, хотя и выглядит радикальным, на самом деле отражает тенденцию, которая назрела давно.
Изменения в финансировании могут быть связаны с попыткой Министерства культуры повысить качество и разнообразие кинопродукции. Увеличение финансирования на создание анимационных фильмов до 400 тысяч рублей за минуту — это важный шаг к поддержке креативных и инновационных проектов. Подобное внимание к анимации может не только повысить общий уровень культуры, но и стать двигателем для новых идей и форматов, которые будут востребованы как в России, так и за ее пределами.
Одним из самых ярких аспектов данной реформы является отказ от финансирования игровых сериалов, что, на первый взгляд, может вызвать тревогу у зрителей и создателей. Однако эксперты уверены, что количество российских игровых сериалов не уменьшится. Институт развития интернета, получивший значительное увеличение бюджета, будет продолжать поддержку таких проектов. Это решение кажется логичным, учитывая, что многие сериалы способны генерировать прибыль самостоятельно, не полагаясь на государственные субсидии.
Что касается документального кино, здесь есть свои особенности. В последнее время наблюдается рост интереса к качественным документальным фильмам, которые способны привлекать внимание широкой аудитории. Это направление также требует особого подхода и внимания, и новое финансирование может стать отличным стимулом для творческих коллективов.
По сути, Министерство культуры делает шаг к обновлению отечественного кинематографа. С увеличением финансирования на анимацию и документалистику, а также с новыми правилами оценки заявок, ведомство хочет создать более справедливые и эффективные условия для конкуренции. Это может помочь выявить и поддержать действительно талантливые проекты, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными.
Таким образом, решение о перераспределении бюджета выглядит как стратегический шаг к улучшению качества российской кинопродукции. И хотя некоторые могут воспринять это как отказ от сериалов, на самом деле, это лишь новый подход к поддержке более разнообразного и инновационного кино.