Благотворительный фонд «Система» поделился результатами исследования оценки влияния грамотности на карьерное развитие в рамках сессии «Поддержка и опора: русский язык для образования, науки и успешной карьеры» IV Конгресса молодых учёных – одного из ключевых мероприятий Десятилетия науки и технологий, проходящего в эти дни в Парке науки и искусств на федеральной территории «Сириус». О том, как молодое и старшее поколение оценивает влияние уровня владения русским языком на успехи в карьере и насколько важна грамотность в социальных сетях для молодежи, рассказала президент Благотворительного фонда «Система» Лариса Пастухова.
Грамотный русский язык – стандарт и необходимость для любого человека. Считает ли так современная молодежь, выяснил Благотворительный фонд «Система», проведя исследование «Оценка влияния грамотности на карьерное развитие». Участие в опросе приняли 1278 человек – представителей молодежи до 35 лет и старшего поколения, что позволило не только узнать мнение респондентов, но и сравнить их.
Так, абсолютно все участники опроса указывают, что грамотность может оказывать влияние на карьеру. Однако, молодые люди чаще отмечают, что подобное влияние может оказываться на представителей любой профессии – 74% к 72%. Устная и письменная грамотность является обязательной для любого сотрудника – именно так считает 97% молодых людей и 95,5% представителей старшего поколения. Результаты исследования дают основание говорить о том, что сегодня молодежь, как минимум, не уступает старшему поколению в понимании значимости владения русским языком в профессиональной деятельности.
В рамках исследования также удалось проверить стереотип, касающийся влияния социальных сетей и мессенджеров на грамотность письменной и устной речи в бытовом общении. Результаты говорят о том, что старшее поколение значительно больше следит за грамотностью своей речи в повседневном общении – 71,5% из них стараются всегда говорить правильно, среди молодежи – только 61%. 3% молодых людей отметили, что никогда не следят за грамотностью своей речи в кругу семьи и друзей. Что касается социальных сетей и мессенджеров – и здесь среди молодежи больше тех, кто позволяет себе ошибки – в зависимости от того, с кем общается – это более трети молодых людей. Тогда как среди старшего поколения – лишь десятая часть.
Несмотря на то, что молодые люди выше оценивают влияние грамотности на успехи в карьере, в бытовом общении, особенно в социальных сетях и мессенджерах, они значительно чаще позволяют допущение ошибок. Кроме того, молодые люди чаще не следят за письменной и устной грамотностью в повседневном общении.
«Реализуя ключевое для Фонда направление поддержки талантливой молодежи в начале их профессионального пути, БФ «Система» активно расширяет экспертизу проведения собственных социологических исследований в целях учета мнений заинтересованных сторон, в первую очередь, молодых людей– в вопросах оценки их карьерных предпочтений, мотивов выбора отрасли и первого работодателя. Очень важно глубоко понимать целевую аудиторию и сонастраивать проекты целевым образом. Это позволяет взглянуть по-новому на нашу работу, а иногда – полностью переворачивает восприятие общепризнанных фактов», – отмечает президент Благотворительного фонда «Система» Лариса Пастухова.
Так, ранее в 2024 году Фондом проведено исследование «Карьерные возможности молодежи» среди участников собственных образовательных и профориентационных проектов – молодых людей, выходящих в ближайшее время на рынок труда.
Более 42% респондентов отмечают, что найти работу после завершения обучения сегодня можно, но получить ее по выбранной и полученной специальности – довольно затруднительно. При этом важно, что более 90% молодых людей хотели бы в будущем работать по выбранной специальности.
Среди основных критериев, по которым молодежь выбирает своего первого работодателя – возможность карьерного роста (88%), на втором месте – уровень заработных плат (73%) и на третьем – интересные задачи в рамках должности (67%). Традиционно возглавляющий подобные списки уровень зарплаты сегодня уступает место возможностям развития. При этом все меньшую роль играют масштаб (24%) и узнаваемость компании (20%), социальная ответственность работодателя (29%) для молодого человека стала важнее данных критериев.
Молодые люди сегодня ответственно относятся к выбору работодателя, предъявляя им высокие требования. При этом они готовы вкладываться и в собственное развитие – 93% молодых людей готовы принимать участие в неоплачиваемых стажировках. Одним из ключевых запросов для молодых людей становится возможность обретения практического опыта.