Александр Спиридонов, заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле, назвал две важнейшие задачи, которые стоят перед отечественной промышленностью в регионах. Так, к ним относят достижение технологического суверенитета и решение кадрового вопроса, сообщается на страницах «Регионального комментария».
Спиридонов начал с того, что в российских регионах начался перезапуск иностранных компаний, которые были вынуждены покинуть страну из-за геополитической конфронтации и экономических санкций. Некоторые региональные управленческие команды сделали на это особую ставку. В ряде регионов отчетливо проявился новый тренд: перезапуск иностранных компаний, ушедших из России.
С начала специальной военной операции только 9,5% иностранных компаний полностью покинули РФ, а 32,2% свернули свою деятельность. Большое число работающих в РФ зарубежных компаний – не европейские, не американские – это компании из стран постсоветского пространства и таких государств, как Индия и Китай. Таким организациям не интересны введенные Европой санкции, поэтому они продолжают деятельность в России, однако у них остаются опасения по поводу применения вторичных санкций.
Тем не менее, можно говорить, что бизнес отошел от шока после введения беспрецедентных санкций и теперь успешно осваивается в новых экономических реалиях. Выяснилось, что мир не остановился, санкции не смогли затормозить развитие, а некоторые инвесторы даже увидели в перемене новый шанс для себя.
Например, в Ульяновской области перезапустили бывший иностранный завод «Хемпель». Датская компания ушла из России два года назад под давлением экономических санкций, в итоге предприятие было закрыто. Российский автопром и авторынок также адаптируются к новым условиям, и в целом ситуация в этой сфере улучшается. При этом рост цен на машины обусловлен зависимостью российских автопроизводителей от импортных комплектующих.
Сейчас это основная проблема в отрасли. Важной новостью стал выход АвтоВАЗа из проекта по реанимации завода Nissan в Петербурге, где запустили производство кроссовера Xcite. У автогиганта остались две исконные сборочные площадки – в Тольятти и Ижевске. АвтоВАЗу удалось стабилизировать выпуск трех основных моделей (Нива, Гранта, Веста), а в ближайших планах – перезапуск производства Lada Largus, которая переехала в Ижевск.
Завод в Калининграде показал первый электромобиль под новым брендом «Амберавто» – его выпускают с конца прошлого года. В планах – и электромобиль собственной разработки. У Нижегородской области есть амбиции возродить выпуск легковых автомобилей под отечественным брендом. В мае этого года премьер-министру Михаилу Мишустину был представлен автомобиль Volga C40.
Сейчас перед отечественной промышленностью в регионах стоят две важнейшие задачи – достижение технологического суверенитета и решение кадрового вопроса. Реализация этих направлений поставлены главой государства в послании Федеральному Собранию. Правительство вместе с депутатским корпусом сейчас активно работает над ними, заключил Спиридонов.