Индийская газета The Economic Times (ET) сообщила о том, что Россия и Индия начали работу над введением базового обменного курса рупии к рублю для преодоления торговых барьеров и ухода от взаиморасчётов в долларах. Своим экспертным мнением по этому поводу с
журналом «Международная жизнь» поделился председатель Комиссии по финансовой и информационной безопасности Совета ТПП РФ Тимур Аитов:
«В 2022 году Россия уверенно вошла в пятёрку крупнейших торговых партнёров Индии после Китая, США, ОАЭ и Саудовской Аравии. Товарооборот между странами возрос и составил 39,8 млрд долларов, основную часть его представил экспорт нефти из России в объёме 37,28 млрд долларов. И всё это, конечно, радует. Однако, встречные поставки товаров из Индии в Россию на фоне санкций снизились до 2,5 млрд долларов. Россия весь прошедший год вынужденно накапливала ежемесячно около $1 млрд рупий на счетах в индийских банках, которые оказалось невозможным вывести в силу ограничений со стороны Индии. Российским экспортёрам всякий раз приходится ждать, когда в индийских банках появятся рубли, чтобы провести обменные операции и получить причитающиеся средства за поставленную продукцию. Рубли в банках появлялись нечасто, а на счетах российских экспортёров скопились рупии — примерно на восемь миллиардов в долларовом эквиваленте. Разрешить эту проблему и призвано будущее соглашение», — заявил эксперт.
«Смогут ли стороны договориться? Думаю, да. Хотя вопрос выбора базового курса рупии, конечно, непростой — речь идёт о волатильной и условно конвертируемой валюте. Однако, уверенность в его скором решении придаёт важный политический ракурс. По существу, соглашение будет ориентировано не только на взаимовыгодное сотрудничество, но и на уход от расчётов в долларовом эквиваленте в целом. Именно в этом состоит его сверхзадача», — рассказал Тимур Аитов.
«Основная проблема тоже очевидна — дело совсем не в механизме расчётов с использованием рупий, а в несбалансированном торговом балансе: в нынешний товарооборот основной вклад вносит Россия. Кроме того, Индия, уже устами своих представителей, вообще предлагает все полученные средства не конвертировать, а вкладывать, что называется, “в себя”, инвестировать в проекты на родине. Всё это также ожидаемо и даже предсказуемо потому, что повестка переговоров во многом определилась разным статусом переговорщиков. Центральный банк Индии национализирован, и он в собственности государства, поэтому и тянет, что называется, одеяло на себя. Российский же ЦБ выступает более нейтрально и стандартно — как элемент глобальной мировой финансовой инфраструктуры», — отметил эксперт.
«Что важно отметить? Думаю, что помимо трансграничных взаиморасчётов в рупиях, стороны обсудят и сопутствующие проблемы, и другие дополнительные возможности. Например, использование цифровых финансовых активов, стейблкоинов, привязанных к золоту, и т. п.», — подчеркнул эксперт.
«Сама идея индийской стороны вкладывать и оставлять рупии «на родине» тоже на самом деле разумна и имеет много практических реализаций. Упомяну только очевидные. Во-первых, многочисленные индийские программисты имеют неплохую репутацию на международных рынках, многих толковых уже перетащили из Индии, как водится, в США. Именно поэтому известные международные high-tech компании работают в Индии, имеют там свои представительства. Российские ИТ-компании также давно проявляют интерес к стране. Например, российский Softline анонсировал создание Gateway в Индии для продаж и продвижения российского ПО. Многие мощные вендоры России, например, холдинг Гарда, специализирующийся в сфере информационной безопасности и имеющий международную репутацию, смогли бы освоить “зависшие” рупии прямо на месте. Всё это — реальные и конкретные пути решения проблемы, которые устроили бы обе стороны. Почему бы действительно не помочь отечественному производителю и не поделиться рупиями прямо на месте? Конечно, всё это не безвозмездно — под проекты открыть полноценную кредитную линию, профинансировать перспективные ИТ-продукты уже без особых рисков», — отметил Тимур Аитов.
«Всё происходящее в Индии позволит обоснованно сформировать подходы к решению более общих задач стран БРИКС, например, в части построения расчётных клиринговых единиц для взаиморасчётов всех стран. Эти темы будут обсуждаться в октябре на форуме объединения в Казани. Движение в данном направлении, безусловно, надо стимулировать и приветствовать», — подытожил эксперт.